Кюдо – путь лука от охоты до искусства

Лук в Японии

Лук был изобретён очень давно. Народами Ближнего Востока и Азии луки использовались ещё в конце каменного века. Найденные в Японии объекты, похожие на луки, скорее всего относятся к тому же периоду. Эти луки, согласно оценкам учёных, были созданы в период Яёй с I по III век нашей эры. Это были длинные луки, изготовленные из одного бруска дерева, окрашенные в чёрный цвет и с тетивой из берёзы – типа маруки. Кроме того, на изображениях сцен охоты, обнаруженных на бронзовых колоколах-дотаку, встречаются изображения длинных луков с рукоятками.

В Гиси-Вадзиин Дэн (Предание о людях «ва» из истории государства Вэй) упоминается, что луки, используемые японцами с древности, были длинными. Такое описание, наряду с тем, что говорится о луках в Кодзики, доказывает, что лук рассматривался как символ достоинства, а также то, что они в целом имели важное значение как в идеологическом, так и в культурном аспектах жизни древних японцев. Поэтому в дальнейшем луки играли важную роль в синтоизме и самурайских обычаях.

Китайское влияние

В Китае множество книг так или иначе упоминают луки, как, например, Чжоу ли и Хоу Ханьшу («История империи Поздняя Хань»). Однако, наиболее значимая работа, повлиявшая на использование лука в церемониях – Ли цзи (Трактат о правилах поведения). Дипломатические отношения между Китаем и Японией начались в период с IV по V век после правления императора Одзина, и китайское влияние распространилось на многие регионы Японии. Традиционное японское представление об итоку (достоинство и добродетель), встретившись с китайским рэй (вежливость), привело к образованию сярэй (церемонии стрельбы) в императорском дворе, и через много лет стало идеей об учтивости при использовании лука самураями. В Китае лук рассматривался как самое благородное оружие – оружие королей и правителей. Эта идея впоследствии была усвоена и японскими самураями.

Два типа луков – фусэтакэ (X в.) и санмаэути (XII в.) – являются сборными, изготовленными из дерева и бамбука. Такая техника изготовления пришла в Японию из Китая.

Современный японский лук

Эра самураев

Когда Минамото Ёритомо основал сёгунат Камакура в 1192 году, он установил так называемую «самурайскую этику» – положение о том, что самурай должен посвятить свою жизнь духовному росту путём освоения искусства конной стрельбы. В Адзума Кагами – исторической книге, написанной в период Камакура – сказано, что различные формы конной стрельбы, такие, как инуомоно (охота с участием собак) и касагакэ (стрельба по деревянным мишеням), широко использовались для развития тела и разума самураев того времени.

В храме Цуругаока Хатимангу, ябусамэ (конная стрельба) проводится как часть ритуала Ходзё-э (буддийского обряда выпускания на волю птиц и животных) и по сей день. Охота-макигари была безумно популярна в эпоху Камакура, и лук, который имел скорее ритуальное значение в эпоху Хэйан, вновь занял важное место в военном деле. Однако, инуомоно и кусадзиси (охота на молодого оленя) из-за своих строгих правил развивались как спортивные соревнования.

Дальнейшее развитие

Стрельба из лука совершенствовалась в течение десятилетий конфликта, длившегося весь период Намбокутё (с 1336 по 1392 гг.)

В годы правления императора Го-дайго аристократы Огасавара Садамунэ и Огасавара Цунэоки из исторических техник, практикуемых самураями, составили руководство по стрельбе из лука и установили базовые принципы японской школы конной стрельбы. Впоследствии, вплоть до эпохи Эдо род Огасавара занимался обучением других самураев стрельбе из лука. О том, как стрельба практиковалась в тот период, рассказывается в труде Рёсюн Одзоси, написанным стратегом и писателем Имагава Садаё (буддийское имя — Рёсюн). Школа Хэки, основанная в тот же период Хэки Дандзё Масацугу, широко распространилась благодаря тому, что стрельба из лука стала подходить и для настоящего боя. Стиль Масацугу был передан его ученику Ёсида Сигэката, а затем разделился на две школы, Сэкка и Идзумо. Благодаря выдающимся ученикам школы Идзумо, Инсаю и Окуре, а также Досэцу из школы Сэкка, искусство стрельбы из лука активно развивалось.

Спустя годы вышедший из них стиль школы Тикурин, основанный Тикуримбо Дзёсэем, стали повсеместно практиковать в регионах Овари и Кисю. В период между XV и XVII веками (к концу периоду Муромати и началу периода Эдо) образовались и многие другие побочные ветви больших школ стрельбы. Позже были образованные такие крупные школы, как Ямато, основанная Морияма Кодзаном в период Гэнроку (1688–1704), и Хонда, основанная Хонда Тосидзанэ в период Мэйдзи (1868–1912).

Нововведения в искусстве японской стрельбы из лука описаны в труде военачальника Тага Такатады «Такатада Кикигаки». В этой книге можно найти упоминания о достоинствах и недостатках югаэри (техника проворота лука в руке после выстрела) – техники, появившейся из-за изменения кривизны рукояти японского лука.

Стрельба из лука как вид духовной тренировки

После того, как в Японию попало огнестрельное оружие, лук со стрелами перестали использовать в военном деле, а стрельба из лука превратилась в форму тренировки тела и разума. За время этого перехода искусство стрельбы из лука стало ещё более совершенным. Примером тому служит Тоси-я (стрельба на большие расстояния).

Тоси-я появилось в XII веке, но обрело популярность только в XVI веке. Согласно записям 1606 года, в соревновании по Тоси-я рекордом было попадание в цель 51 стрелы. В 1661 году этот рекорд побил лучник Хосино Кандзаэмон, выпустивший в мишень 8000 стрел. Однако в 1686 году другой лучник Вадза Дайхати побил и этот рекорд. Тоси-я предусматривало быструю стрельбу в технике утикири, поэтому были изобретены специальные перчатки, позволявшие лучникам свободно двигать большим пальцем. Эти перчатки используются в кюдо и по сей день. Вадза Дайхати за 24 часа смог выпустить 13,033 стрелы, 8,133 из которых попали в цель.

 

Современное кюдо

В Эдо, период без войн, стрельба из лука продолжала развиваться как искусство и превратилась в кюдо – «Путь Лука» (от яп. 弓 кю: лук и 道 до: путь). Однако Кобусё:, официальная военная школа, созданная сёгунатом Эдо, через год исключила кюдо из учебной программы на том основании, что оно не применимо в реальном бою в эпоху оружия и европейской военной подготовки. Но за пределами школы огнестрельное оружие предназначалось для пехотинцев низших рангов, в то время как конная стрельба из лука всё ещё широко использовалась самураями. В эпоху Мэйдзи было учреждено Общество Воинской Добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай), общество по изучению и продвижению боевых искусств, в том числе и кюдо.

В эпоху Тайсё (с 1912 года) и начале эпохи Сёва (с 1926 года) кюдо был включён в программу старшей школы либо как обязательный предмет, либо хотя бы как часть внеучебной деятельности учеников. Но с началом Второй мировой войны Министерство образования изменило свою политику, и кюдо вновь исключили из школьной программы, поскольку оно не было напрямую связано с реальным боем. После войны в школах были запрещены все боевые искусства.

В 1951 году кюдо снова было разрешено для преподавания в школах, а в 1967 включено в учебную программу старшей школы. Были признаны и пересмотрены образовательный и спортивный аспекты кюдо. После этого кюдо стало частью физического воспитания в школах.

Миссия современного кюдо состоит в том, чтобы, используя научный подход, понять, какой вклад в образовательную деятельность может внести кюдо в соответствии с новой духовной концепцией и чтобы распространить искусство.

Источник: International Kyudo Federation

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту