История
Для начала мы немного расскажем об истории происхождения этого искусства, его истоках и странах, где оно получило наибольшее развитие. Технологии смешивания цветных глин впервые были применены в Египте около 2000 года до н.э. при создании амулетов и фигурок, цвет которых мог варьироваться от светло-голубого до тёмно-зелёного. Подобный эффект достигался благодаря смешиванию оксида меди с цветными глинами.
Двигаемся ближе к Японии — в Китай. Во времена правления династии Тан (618-907 гг.) китайские гончары с помощью ручной лепки, смешивания разных глин, гончарного круга и низкотемпературного обжига со свинцовой глазурью создавали глиняные изделия с живописными и неповторимыми узорами. А мастера династии Сун (960-1127 гг.) в течение нескольких веков окрашивали фарфор оксидом железа, создавая разнообразные узоры из пластинок и прочих элементов.
Приёмы работы с цветными глинами были заимствованы Японией в начале XX века. На их базе были созданы две техники: нэриагэ (練上手) и нэрикоми (練り込み), которые затем привезли в Европу и Америку во времена движения Мингэй за возрождение национальных ремёсел в 1920-х гг.
Сходства и различия нэрикоми и нэриагэ
Как это часто бывает, в названиях данных техник изначально была заложена их суть. Слово 練り дословно означает «замешивание» (например, теста или в нашем случае глины). Второй компонент 込む привносит значение направленности действия «внутрь», «вглубь». Нэрикоми, таким образом, означает процесс смешивания глины двух и более цветов, при котором глиняные пласты нарезают и укладывают друг в друга, формируя необычные текстуры и узоры, в результате чего получается цельный блок глины, состоящий из множества слоёв. Выглядит это примерно так:
Как и показано на схеме, единый блок, сформированный из слоёв серой и голубой глины, нарезают на тонкие пластинки, которые впоследствии буквально вдавливают в будущее изделие с помощью специальной скалки.
Что же касается нэриагэ, компонент 上げ указывает на протяжённость действия вверх, другими словами, данная техника предполагает работу с гончарным кругом, на котором глину раскручивают и вытягивают вверх, в результате чего на поверхность изделия выступают контрастные волнообразные полосы.
Сходство обеих техник заключается в том, что материалом для будущего керамического изделия служат несколько видов глин разных цветов. Натуральными являются красная, белая, бежевая и чёрная глины. Впрочем, желаемого цвета можно добиться и с помощью специального красителя. Созданные в техниках нэриагэ и нэрикоми изделия зачастую не требуют какого-либо дополнительного декорирования, однако для того, чтобы изделие выглядело более сложным, мастера могут добавлять всевозможные рельефные прорези, которые обнажают глубокие слои глины. Кроме того, в качестве декора также может использоваться цветная глазурь, придающая изделию глубокий цвет и дополнительный блеск.
Керамическое ремесло и современность
Сейчас одним из наиболее известных мастеров техники нэрикоми является Эйдзи Мурофуси, гончар родом из города Фудзиномия, префектуры Фудзиока. В 2006 году он основал гончарную студию «Fiori», в которой не только творит сам, но и позволяет творить всем желающим во время собственных мастер-классов.Кроме того, Мурофуси является постоянным членом Японской ассоциации ремёсел и автором многих работ для журналов и книг по керамике.
«В последнее время керамика нэрикоми приобретает всё большую популярность, она представлена на многих художественных конкурсах и выставках, а также в гончарных мастерских, — пишет мастер на главной странице своего сайта, — мы считаем, что распространение техники нэрикоми связано с тем, что люди действительно наслаждаются уникальностью изделий, выполненных в этом стиле». И ведь с ним трудно не согласиться: не так просто оставаться равнодушными, глядя на преисполненные утончённости изделия мастера.
Искусство изготовления керамики из нескольких видов глины, как мы уже упоминали, существует во многих странах, и сегодня мы рассказали вам о его развитии в Японии. В последнее время оно становится особенно популярным, и кто знает, может, ваша любимая ваза тоже создана в одной из этих техник?