Если на улице вы спросите случайного прохожего о том, с чем у него ассоциируется Япония, то наверняка в первой тройке будут мультипликация, самураи и технологии. И если первые два пункта мы так или иначе регулярно освещаем, то вот последний появляется у нас крайне редко. Мы решили заполнить этот пробел. Сегодняшняя статья открывает серию материалов, посвященных технологиям в Японии. Итак, 5 японских изобретений, которые перевернули медиа индустрию
1. Антенна Яги-Уда
Современный городской пейзаж сложно представить без возвышающихся над крышами домов телевизионных антенн.
Появилось это изобретение в 20-х годах прошлого века в Японии. Тогда Хидэцуги Яги опубликовал на английском языке описание этой антенны, которая в скором времени стала крайне востребованной в странах запада. Правда, там не знали о том, что основную роль в появлении изобретения сыграл Синтаро Уда, поэтому сначала антенну называли именем того, кто сделал её известной. Однако в скором времени Яги удалось добиться правильного названия, которое известно и сейчас – антенна Яги-Уда (однако в отечественной литературе чаще можно встретить термин «волновой канал», закрепившийся за этим изобретением).
Антенны этого типа популярны до сих пор за счёт своей компактности, а также способности передавать направленный сигнал на большие расстояния. Их применяют для приёма телевизионного сигнала, любительской радиосвязи, геолокации и так далее.
Что интересно, на родине устройство оценили далеко не сразу: японские военные обратили на него внимания только во время Второй мировой, когда подобные антенны уже входили в ПВО противника.
2. Дисковые носители
Диски, которые сегодня стремительно теряют свои позиции, ещё совсем недавно были крайне популярны. Они пришли на смену кассетам, которые имели мало памяти и не подходили для записи документов. Открытие технологии холодного лазера, которая лежит в основе чтения всех компакт-дисков, принадлежит советским исследователям, однако создание самого носителя – результат взаимодействия двух компаний: нидерландской Philips и японской Sony. В 1980 году они представили первый CD. Уже через 2 года в Японии начались продажи аудиодисков. Следующим этапом в сотрудничестве двух компаний стало создание формата CDR – пустых дисков, на которые пользователь мог самостоятельно записать ту или иную информацию.
Оптические диски стали крайне популярны из-за простоты в использовании и возможностей, которые они давали, поэтому логичным продолжением их развития стала идея о записи видео на носители такого типа. В этот раз Philips и Sony не удалось стать монополистами, так как в гонку инноваций включилась другая группа корпораций – Super disc, в состав которой входила в том числе и Toshiba. Чтобы не допустить повторения войны форматов, в дело вмешалась IBM, которая объединила под своим крылом обе стороны. Таким образом, в 1996 на прилавках Японии появились первые DVD. Однако технологии не стоят на месте, и уже через несколько лет возникла потребность в дисках большего объёма. Тогда, не заменив предшественника полностью, но составив ему значительную конкуренцию, появился формат Blu-ray. Создала его группа компаний, у основания которой стояли всё те же Philips и Sony. Диски нового формата могли иметь ёмкость до 128 Гб, что позволило записывать на них видео- и аудиофайлы сверхвысокой чёткости.
Оптические диски стали крайне популярны из-за простоты в использовании и возможностей, которые они давали, поэтому логичным продолжением их развития стала идея о записи видео на носители такого типа. В этот раз Philips и Sony не удалось стать монополистами, так как в гонку инноваций включилась другая группа корпораций – Super disc, в состав которой входила в том числе и Toshiba. Чтобы не допустить повторения войны форматов, в дело вмешалась IBM, которая объединила под своим крылом обе стороны. Таким образом, в 1996 на прилавках Японии появились первые DVD. Однако технологии не стоят на месте, и уже через несколько лет возникла потребность в дисках большего объёма. Тогда, не заменив предшественника полностью, но составив ему значительную конкуренцию, появился формат Blu-ray. Создала его группа компаний, у основания которой стояли всё те же Philips и Sony. Диски нового формата могли иметь ёмкость до 128 Гб, что позволило записывать на них видео- и аудиофайлы сверхвысокой чёткости.
От существовавших на тот момент форматов новые кассеты отличались более удобным М-образным механизмом заправки, а также отсутствием лицензионных ограничений, например, предыдущие производители отказывались сотрудничать с порноиндустрией, что закрывало для них гигантские финансовые перспективы этой сферы. Кассеты этого типа удерживали лидерство в качестве носителей видеоинформации в течение 20 лет, пока на этих позициях не закрепился DVD.
4. Кассетный плеер Walkman
Сегодня, когда каждый телефон обладает возможностью воспроизведения музыки, проблема портативного аудио уже неактуальна. Однако каких-то 40 лет назад это было не так. Существовавшие до 1979 года девайсы сложно было назвать персональными, а тем более портативными, поэтому основателю компании Sony, Акио Морита, пришла идея миниатюрного «кассетника», к которому можно было бы подключить наушники. Он предложил реализовать её инженеру Ога Норио.
Так появился Sony TPS-L2, более известный как Walkman. Его можно считать дедушкой всех современных плееров, и, видимо, поэтому компания Sony до сих пор включает это слово в названия всех своих плееров.
5. Аккумулятор
В 1985 году сотрудник корпорации Асахи Касэй, Акира Ёсино, запатентовал прототип литий-ионного аккумулятора, способного накапливать, отдавать и сохранять заряд за счёт происходящих внутри него химических реакций. Через несколько лет его компания в сотрудничестве с Sony выпустила первые «батарейки» такого типа. Они и сегодня остаются самыми популярными в мире, обеспечивая энергией всю автономную электронику, в том числе смартфоны, планшеты, ноутбуки и многое, многое другое.