Крутые женщины японской истории: Томоэ-годзэн

В этот раз речь пойдёт о Томоэ-годзэн — женщине-воительнице из XII века, которая проделала себе путь к самурайскому сословию. Томоэ — одна из 女武者 онна-муся, японских воительниц. В отличие от 女武芸者 онна-бугэйся, которые должны были защищать дом и семью при нападении, онна-муся могли также организовать атаку и спланировать битву. И хотя Томоэ часто изображают с нагинатой в руках, которая являлась оружием как раз онна-бугэйся, на самом деле её оружием были меч, лук и стрелы.

Нагината

Но давайте сначала разберёмся, при каких событиях жила Томоэ.

Война Гэмпэй

Томоэ-годзэн не посчастливилось жить во времена сильных политических и социальных потрясений. Война Гэмпэй, длившаяся с 1180 по 1185 годы, положила драматичный конец периоду Хэйан (794-1185) и начала эпоху воинского сословия. Но с чего же это началось?

Война Гэмпэй

Это была борьба за престол, в которой столкнулись два рода: аристократы из Киото дом Тайра и провинциальный клан воинов Минамото. Минамото одержали победу и установили первый в стране сёгунат в городе Камакура и правили до 1333 года.

Прошло уже более 800 лет с последней битвы, но война Гэмпэй до сих пор важное место в японской культуре. Существует много фильмов, новелл, манга и видеоигр, основанных на этой войне.

Сегодня наложница, завтра самурай

Томоэ

Думаем, нет необходимости говорить о том, какой суровой и кровавой была война Гэмпэй. Именно в этом жестоком мире и жила Томоэ-годзэн, ставшая легендарным воином, известным своей физической силой, боевыми навыками и красотой.

Из-за противоречивости средневековых источников и легенд тех лет некоторые факты из жизни Томоэ остаются загадкой. Однако мы можем быть более-менее уверены в её личной жизни. Её связывали близкие, возможно, любовные отношения с военачальником Минамото Ёсинака (также известным как Кисо Ёсинака). Скорее всего, она была одной из его наложниц, но иногда она также описывается как одна из его жён или «спутниц».

Даже такие детали, как годы жизни Томоэ, часто оспариваются, однако историки точно сходятся в одном — она была исключительно умелым и храбрым воином с блестящей военной карьерой.

Военная крутость

Томоэ однозначно была девушкой, с чьим мнением нужно было считаться: вооружённая луком и мечом, облачённая в доспехи и верхом на лошади она защищала друзей и побеждала врагов. Ёсинака был так впечатлён её навыками стрельбы из лука и воинской храбростью, что назначил её своим главным командиром в войне Гэмпэй.

Ключевые моменты крутости Томоэ:

— 6 месяц 1181 года в битве при Йокотагавара: Томоэ побеждает и обезглавливает семерых всадников (головы врагов в то время считались трофеями)

Томоэ с головой врага

— 5 месяц 1183 года в битве при Тонамияма: приводит более тысячи всадников лорда Кисо к победе

— 1 месяц 1184 года в битве при Утидэ-но Хама: ведёт 300 воинов Кисо в самоубийственный бой против 6000 кавалеристов Тайра и остаётся одной из пяти выживших людей Минамото

Однако в 1184 в битве при Авадзу карьере Томоэ приходит конец. К этому моменту Минамото почти победили Тайра и были готовы захватить страну. Однако вместо этого внутри клана возникли распри за право быть сёгуном. Соперником будущего сёгуна Минамото Ёритомо стал никто иной, как его двоюродный брат Ёсинака. В общем, для Томоэ это был плохой день.

Томоэ в битве

Когда силы лорда Кисо сократились до пяти человек, он приказал Томоэ покинуть поле битвы. Не желая прекращать бой, но и не желая при этом идти против воли господина, она решила так: последовать приказу, но не раньше, чем сразиться последний раз, чтобы продемонстрировать свою верность и вернуть честь.

Так Томоэ направилась к группе конных воинов Тайра, среди которых был прославленный воин Онда Хатиро, и отрубила ему голову.

После Авадзу

Вскоре после битвы Ёсинака был смертельно ранен, Ёритомо стал бесспорным главой клана и, в конечном счёте, сёгуном страны.

Но что же стало с нашей героиней? К сожалению, это неизвестно наверняка. В одной версии говорится, что во время битвы при Киото её захватил приспешник Ёритомо — Вада Ёсимори, вынудил стать своей наложницей, а затем она родила от него легендарного силача Асахина Сабуро Ёсихидэ. В другой же говорится, что она стала буддийской монахиней, до конца жизни молилась за душу своего господина и умерла в 91 год. По третьей версии она отомстила за Ёсинака, убив напавших на него воинов, и вернула его отрубленную голову, которую отправляли на опознание. Затем она вошла в море, держа голову Ёсинака в руках, и покончила с собой.

Одна равна тысяче

Вся информация, которую мы знаем о Томоэ, доступна нам из Повести о доме Тайра. Это история о войне Гэмпэй, демонстрирующая трагическое падение семьи Тайра и рассказывающая о буддийской идее недолговечности всего сущего. Вот, что там говорилось о Томоэ:

«…белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю — с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин! Не раз гремела слава о ее подвигах, никто не мог сравниться с нею в отваге…».

Однако та сцена, в которой Ёсинака просит Томоэ покинуть его в битве, до сих пор вызывает множество вопросов.

— Ты — женщина, беги же прочь отсюда, беги скорей, куда глаза глядят! А я намерен нынче пасть в бою. Но если будет грозить мне плен, я сам покончу с жизнью и не хочу, чтоб люди смеялись надо мной: мол, Ёсинака в последний бой тащил с собою бабу!

Почему Ёсинака отнёсся так к Томоэ, своему самому преданному союзнику? Произошло ли это только из-за её пола, хотя раньше это явно не было для него проблемой? Боялся ли он за её жизнь? А может, он просто хотел, чтобы хоть кто-то из его армии выжил и мог молиться за его душу?

Как бы то ни было, Повесть о доме Тайра была важным первым шагом к бессмертию образа Томоэ.

Томоэ выходит на сцену

Что же случилось с Томоэ после той злополучной битвы при Авадзу? Свою теорию предлагает пьеса театра Но, датируемая XV веком. В постановке под названием «Томоэ» главная героиня предстаёт скорбящим духом, привязанным к святилищу Ёсинака в Авадзу. Девушка злится на то, что не смогла умереть вместе со своим господином, и с тех пор она обитает у этой святыни. Буддийский монах, встречающий её дух, молится за её душу, но в пьесе так и не рассказывается, смогла ли она упокоиться с миром. Несмотря на то, что пьесы театра Но обычно известны своим почти медитативным спокойствием, здесь есть несколько крутых сцен с нагинатой (несмотря на то, что Томоэ сражалась мечом):

После этой роли образ Томоэ попадает в комедию. Она становится главной героиней пьесы кабуки под названием «Онна сибараку», которая и по сей день остаётся одной из самых популярных. Эта пьеса — пародия на оригинальную пьесу «Сибараку», повествующую о герое-самурае, который спасает знать от злого господина. Когда герой нападает, чтобы спасти всех, он постоянно кричит «сибараку!» («подождите-ка чутка!») и только потом вступает в битву.

Однако поскольку эта пьеса — пародия, то роль Томоэ здесь не особо серьёзная. Уж больно преувеличенно «по-женски» беспомощно она себя ведёт:

В XXI же веке Томоэ вновь готова сражаться: в 2013 году театр Мэйдзидза поставил эпическую постановку о путешествии во времени «Томоэ-годзэн: легенда о женщине-воительнице». Сюжет повествует о современной женщине, которая вдруг оказывается в XII веке под именем Томоэ. В общем, этакая история о попаданцах. В постановке скрыт неплохой посыл о том, что каждая девушка может быть сильной, независимой и… носить смехотворно открытую кожаную броню.

Образы Томоэ меняются с течением времени, отражая перемену ценностей, но неизменно продолжают появляться в японской культуре.

Томоэ сегодня

Если вы любите фестивали, то не пропустите появление Томоэ на киотском фестивале эпох (時代祭り дзидай мацури). Этот фестиваль проводится каждый год 22 октября. В нём принимают участие более двух тысяч людей, одетые как различные исторические фигуры, от самых ранних времён Японии до конца периода Мэйдзи. Конечно же, войне Гэмпэй там тоже уделено место, и Томоэ появляется с любопытной комбинацией придворного макияжа и воинского снаряжения.

Или же вы можете пройтись по кладбищам, которые, возможно, являются местом упокоения Томоэ. Два самых интересных для посещения — храм Гитюдзи в префектуре Сига и храм Токуондзи в префектуре Нагано.

Говорят, что храм Гитюдзи был основан в XII веке для того, чтобы оплакивать Минамото Ёсинака. Согласно легенде, Томоэ построила соломенную хижину рядом с его могилой, проводила там мемориальные службы и была похоронена на это месте — там находится надгробие с её именем. Также возле этого храма великолепные пейзажи — в конце концов, это было одно из самых любимых мест поэта Мацуо Басё, где он проводил много времени. Он также похоронен там по его просьбе.

Могила Томоэ в Гитюдзи

В Токуондзи, который является семейным храмом Кисо, стоит статуя Томоэ рядом с Ёсинака. Здесь также расположен музей, мавзолей Ёсинака (скорее мемориал, чем могила, поскольку тело не здесь) и ещё одна якобы могила Томоэ с бронзовой статуей девушки, сидящей на коне.

Статуя Ёсинаки с Томоэ

Если же посещать достопримечательности вам не хочется, то вы всегда можете увидеть Томоэ в различных манга, видео-играх и новелах. Например, реинкарнация Томоэ-годзэн появляется в манге «Samurai Deeper Kyo», а также её образ представлен в дораме «Ёсицунэ», игре «Shin Megami Taisei: Persona 4» и книжной трилогии «Сага о Томоэ-годзэн» американской писательницы Джессики Аманды Салмонсон.

А вот ещё Томоэ-годзэн в игре Fate Grand Order!

Что же такого классного в Томоэ?

По общему мнению, Томоэ обладала исключительными военными навыками, которые сделали её значимой фигурой в своё время и увековечили в памяти следующих поколений. Более того, имя Томоэ в культуре Японии стало синонимом женщины-воительницы. Невероятно впечатляет тот факт, что патриархальный класс воинов принял эту женщину в свои ряды, и что она смогла привнести столь большой вклад в сферу, где доминировали мужчины.

Бонус: лишь одна из многих?

Возможно, Томоэ не была таким уж редким явлением. Недавние археологические раскопки выявили поразительное количество женских останков в могилах воинов. Официальных данных об этих девушках нет, может, они считались пропавшими без вести или были вычеркнуты из традиционных исторических текстов. Раскопки на месте битвы при Сэмбон Мацубару показали, что 35 из 105 погибших были женщинами. Теперь только время и будущие открытия покажут нам, была ли эта находка единичным случаем, или женщины занимали в военной истории Японии куда более значимое место, чем мы привыкли считать.

 

Источник: tofugu

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту