Чтобы начать разбивать или подтверждать стереотипы необходимо разобраться, что же такое «фетишизм».
Большой энциклопедический словарь даёт нам два определения понятия «фетишизм».
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами.
Фетишизм (как медицинское понятие) — половое извращение, при котором объект, вызывающий влечение, — неодушевленный предмет.
Некоторые фетиши рассматриваются, как своего рода сексуальное предпочтение (чулки, униформы, определённый цвет волос или макияж партнера), а другие уже как психические расстройства.
Японский фетишизм уходит корнями в японское понимание сексуальности. История японской порногафии начинается еще с периода Эдо (1603 — 1868 гг.), когда были распространены картины эротического содержания — сюнга (春画). В 1920-30х годах приобрело популярность такое направление порнографии, как эрогуро (エログロ). Картины, книги и фильмы содержали сцены, которые вызывали отвращение у большинства людей (расчленение, каннибализм, извращённые убийства, некрофилия и т.д.). Развитие такого своеобразного жанра было подхвачено экономической депрессией, и возможно, именно это повлияло на формирование молодых умов, которые в 40-х годах пошли воевать. Одним из самых ярких событий эрогуро сообщества было дело Сады Абэ.
В военные годы популярность жанра эрогуро сошла на нет, так как японцы не хотели показать себя в дурном свете перед другими культурами, дабы не допустить анти-японских настроений в мировом сообществе.
Однако по прошествии войны и японского экономического чуда людям снова захотелось развлечений, и тогда на выручку пришёл хентай (変態) и всеми любимое классическое порно (для тех, у кого не хватало денег на проституток). Первыми работами в жанре хентайной анимации принято считать: «Сказки 1001 ночи» 千夜一夜物語 1969 года, «Лолита аниме» ロリータアニメ 1984 года и «Клеопатра» 1970 года. А немного погодя появились эротические игры (эрогэ): первой в своём роде стала игра Tenshitachi no Gogo (天使たちの午後), вышедшая в 1985 году, и в которой показывался половой акт.
Теперь мы перейдём непосредственно к фетишам, которыми «славится» японская культура.
Один из самых распространённых фетишей приписывают к культуре отаку и аниме, это моэ-фетиш — нездоровая любовь к персонажам аниме, манги или видеоигр. Объектами любви отаку могут стать не только нарисованные персонажи, но и вполне реальные личности: айдолы, рок-звезды, актёры, модели, косплееры, или даже люди, чьи профессии далеки от аниме-культуры (самый яркий пример — прокурор Республики Крым, Наталья Поклонская, ставшая известным персонажем японских имиджбордов).
Существует и поклонение недосягаемым идолам и полное игнорирование лиц противоположного пола, которые находятся поблизости. Возможно поэтому, образ отаку (особенно мужского пола) связан с образом типичного неудачника, который девушку видел только на картинке. Психолог Масаюки Осава из университета Симане утверждает, что возникновение и популяризация подобных фетишей возможны из-за явного расслоения личностей отаку на Идеальное-Я и Сверх-Я (термины из психоанализа Фрейда). Идеальное-Я — это то, кем мечтает быть человек, а Сверх-Я — это моральные установки человека, т.е. то, чем он является на данный момент. В личности отаку оба Я смешиваются не так, как должны, что приводит к неудачной интеграции объекта в обществе.
Критик Митиаки Асаба считает, что основной причиной такой распространенности феномена отаку именно на территории Японии является жёсткая школьная система, в которой на еще несформированного ребенка буквально с самого первого года обучения сваливается слишком большой объем информации и ответственности. Всё это добивается тем, что большинство современных отаку в детстве застали экономический кризис, и это негативно отразилось на взаимоотношениях родителей и детей.
А сейчас мы перейдем к более пикантной стороне вопроса, к постельным фетишам. Самым известным и эстетичным является искусство японского бондажа — сибари (縛り) и кимбаку (緊縛). Сибари относят больше к части изобразительного и театрального искусства, как компонент японской эстетики. Кимбаку же имеет более практическое значение и является непосредственной частью сексуальных практик.
Японский бондаж берёт своё начало из эпохи Эдо (1603 — 1868 гг.). Отцом кимбаку считается художник Ито Сэю (伊藤晴雨) (1882 — 1961 гг.). Он активно изучал ходзё:дзуцу 捕縄術 (иногда торинавадзюцу 捕縄術 или навадзюцу 縄術) — технику связывания, применяемую в восточных единоборствах (будо: и дзюдзюцу), которую активно использовали при связывании преступников во времена войны.
В 1950-х годах кимбаку был уже широко распространен в послевоенной Японии, этому способствовали такие журналы, как Kitan Club и Yomikiri Romance, которые первые стали печатать эротические фотографии связанных женщин.
Основной целью сибари является не столько ограничение подвижности человека, сколько ощущение верёвок и узлов на теле, обеспечение чувственного восприятия контуров собственного тела. Зачастую узлы довольно свободные, и при желании из них можно выбраться. Однако искусство связывания возвели в ранг эстетического искусства настолько, что некоторые женщины сами обращаются к мастерам сибари, чтобы их связали. Возможно в этот момент беспомощности, женщины и чувствуют себя наиболее красивыми.
Если слово сибари вам скорее всего знакомо, то термин 女体盛り нётаимори вы возможно увидите в первый раз. Это «сервировка» обнаженной женщины сашими и/или суши. Существует также 男体盛り нантаимори это уже сервировка мужчины. Это действо появилось на свет самурайскую эпоху, и чаще всего «столами» для суши и сашими становились гейши. Зародилась эта традиция в префектуре Исикава, а после распространилась по всей стране и за её пределы. Выглядит это всё так: на стол укладывается модель, на неё (него) кладут листья, на которые уже выкладываются суши и сашими, дабы избежать контакта рыбы с кожей. Во время действа модель должна лежать и не разговаривать с гостями. Таким образом самураи в свое время любили праздновать победу в войнах. Во многих странах подобную практику считают унизительной для модели, так как объективация женщин является большой проблемой азиатских стран, в том числе и Японии. Сейчас такой обычай сохранился в рядах якудза.
Существует еще один странноватый японский фетиш, про который некоторым, возможно, будет не очень приятно читать, это お漏らし омораси, а точнее «мокренькие трусики». Данный фетиш можно очень часто встретить в манге и аниме эротического и порнографического содержания, или же в самой порнографии. Особенно часто встречается один из видов омораси, это омораси ягаи お漏らし野外, это когда всё это неприятное и мокрое действо (выделения при возбуждении, мочеиспускание) происходит в общественных местах (в транспорте, школе, магазине и т.д.). Подобные сюжеты часто можно встретить в японских порно-фильмах. Существуют даже сайты, где отпетые фетишисты могут приобрести ношеное женское (а возможно и мужское) нижнее белье. Однако автоматов, в которых оно продаётся в Японии нет, не дошла эта страна до ТАКОЙ степени извращённости.
На этой ноте мы хотим закончить наш рассказ, однако это далеко не все неприятные японские штучки. Знатоки хентая предложили бы такие фетиши, как: буккакэ, тентакли, тамакэри, лоликон и др., однако это выходит за рамки нашего дисклеймера 16+.