Еженедельник манга Shonen Jump: уже устарел или ещё популярен?

У известного в Японии еженедельника Shonen Jump, в котором публикуют мангу для подростков, недавно прошёл 50-летний юбилей. Однако из-за нестабильности рынка и конкуренции с онлайн-медиа редакции журнала постоянно приходится обдумывать, стоит ли продолжать делать то, что они делают.

Еженедельник печатает издательство Сюэйся (Shueisha Inc.). Когда-то журнал называли «монстром» за то, что он установил рекорд по продажам среди всех журналов манга. В 2011 году в исследовательском институте печатной продукции Японии провели исследование и выяснили, что всего в книжном формате было издано более 100 миллионов копий 9 серий манга. В Shonen Jump издавались 5 из них – “Kochikame,” “Dragon Ball,” “Slam Dunk,” “One Piece” и “Naruto”.

Также по данным самого издательства, тиражом в 100 миллионов копий разошлась ещё одна серия в книжном формате, “JoJo’s Bizarre Adventure”.

Выставку “Weekly Shonen Jump Exhibition”, которая посвящена этим и другим манга-сериям журнала и которая проходит в Центральной галерее Mori Arts в квартале Роппонги, и сейчас посещает множество фанатов, в том числе иностранных.

Первый выпуск Shonen Jump был издан 11 июля 1968 года, на 9 лет позже своих конкурентов – Weekly Shonen Magazine и Weekly Shonen Sunday. Как новичок, журнал не мог рассчитывать на помощь таких знаменитых мангака (художников, авторов манга), как Тэдзука Осаму и Тиба Тэцуя. Поэтому они обратились к начинающим авторам.

Издание 1968 года

Чтобы привлечь новых авторов, уже со второго выпуска Shonen Jump первым среди подобных журналов начал проводить конкурс для мангака-новичков. Хотя новичков нанимали из-за отсутствия иного выхода, приз в этом конкурсе привлёк множество талантливых людей. Многие из их работ стали хитами. Все авторы перечисленных выше манга участвовали в том самом конкурсе от журнала.

«Shonen Jump завоевал популярность у подростков именно потому, что вышел позднее остальных и привлёк молодых художников, – утверждает Акита Такахиро, 53-летний исследователь культуры манга. – Благодаря этой традиции, поддерживаемой и сейчас, журнал получил большую известность».

В журнале издали несколько удачных работ – и вот уже им начали интересоваться и взрослые читатели. Затем по сериям стал появлялся фанфикшен, что привлекло больше читателей среди девушек и женщин.

В конце 1994 года Shonen Jump установил рекорд в 6,5 миллионов копий изданных журналов.

Издание 1994 года

Но по словам Акита, новички среди поклонников манга часто недооценивают журнал. Из-за особого стиля журнала содержание историй следует некоторому стандарту, что можно заметить по многим экшн-историям. Кроме того, с 90-х годов, наиболее успешного периода для журнала, действует тенденция издавать самые популярные серии на протяжении весьма долгого времени.

«Я надеюсь, что в журнале будут издавать больше таких работ с запоминающимся стилем, как мистический детектив Death Note (Тетрадь смерти). Хотя, возможно, будет тяжело перестроиться из-за того, какой успех он имел до сегодняшнего дня и необходимости поддерживать большой объем публикаций».

Ситуация ухудшается и для индустрии манга в целом.

По данным исследовательского института печатной продукции общие продажи манга с пика в 1,3 миллиарда копий (1995 год) упали до всего лишь 266 миллионов (2017). Электронные книги продаются лучше бумажных, но электронные копии манга-журналов приносят лишь 5% от прибыли своих бумажных аналогов. Это едва ли компенсирует потери от снижения продаж.

По данным японской Ассоциации журнальных издательств, сейчас Shonen Jump издаёт 1,8 миллионов копий манга – это меньше 30% от объемов 90-х годов.

«С появлением мобильников дети стали развлекаться по-другому, – объяснил Сибата Кёхэй, сотрудник института Публикации. – Shonen Jump остаётся важной фигурой в индустрии манга, которая сама, в свою очередь, переживает упадок».

В интервью для газеты Асахи Накано Хироюки, главный редактор Weekly Shonen Jump, поделился мыслями по поводу дальнейшей судьбы своего журнала.

Накано Хироюки

«Молодые художники и новинки среди манга — основа того, чем мы занимаемся, – рассказывает Хироюки. – Эта редакторская политика остаётся неизменной вот уже 50 лет. К 50-летию журнала мы обратились к художникам, которые в прошлом рисовали истории для нас, с просьбой опубликовать новые работы. Наш редакторский состав сошёлся во мнении, что следует просить именно новые истории, а не сиквелы или экстры к старым и популярным. Мы бы выбрали сиквелы, если бы хотели просто дать людям пищу для обсуждения, но считаем, что дать шанс новым работам важнее: да, они могут провалиться, но могут и обрести невероятную популярность».

Издание этого года подготовили специально к юбилею

«Наш соперник – YouTube. Shonen Magazine и Shonen Sunday – наши товарищи с одного фронта. Раньше еженедельники манга были дешёвым развлечением, а неделя ожидания нового выпуска не воспринималась долгой. А сейчас дети уже не готовы ждать, пока журнал выйдет в продажу. Мы работаем методом проб и ошибок. Например, в 2014 году создали Shonen Jump Plus, онлайн-журнал манга с ежедневными обновлениями».

Ко всему прочему, всё больше и больше мангака не видят смысла дебютировать в коммерческом журнале, так как появилось множество способов публиковать свои работы в Интернете.

«В этом году мы добавили новые награды к ряду уже существующих: «лучшая манга с вертикальными “стрипами”» (манга, которая листается сверху вниз), чтобы работы можно было читать со смартфона, и “Jump Start Dash manga award” – для нее нужна лишь первая глава, которую можно опубликовать через Твиттер».

«Конечно, в нынешнем мире цифровых технологий нам приходится идти на какие-то уступки, но мангака занимаются раскадровкой страниц, ориентируясь на то, что их будут читать на бумаге. Только так от чтения можно получить настоящий кайф». 

Источник: Asahi Shimbun

Мария Никитина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту