В западной культуре выступления в костюмах с закрывающими всю голову масками не в новинку. Например, для многих крупных спортивных мероприятий создаются маскоты, которые либо представляют мероприятие, либо же поддерживают определённую команду. Каждый день люди по всему миру ходят в Диснейленд, желая обнять Микки Мауса. Но часто ли вы видите полноразмерных аниме-персонажей, которые выглядят так, словно только сошли с экрана? В этой статье мы расскажем вам подробнее о движении Анимэгао Кигуруми.
Возможно, что история этого особого вида косплея началась с театра Но (能). Название театра Но происходит от онных (китайских чтений) для слова «умение» или «талант». Это один из главных видов японского драматического театра, появившийся в XIV веке. Пьесы Но часто основаны на сюжетах традиционной литературы, в которой присутствуют сверхъестественные существа, принимающие человеческую форму. Некоторые аспекты представления напоминают пантомиму, поскольку эмоции выражаются преимущественно с помощью стилизованных жестов, в то время как маски обозначают роли: например, призрак, женщина, ребёнок или же пожилой человек.
Фантастические истории, стилизованные устоявшиеся жесты, маски и черты лица, отражающие пол и возраст персонажа, жив он или нет. Вот вам и сюжет аниме Нового времени, разве нет?
В чём же особенность Анимэгао Кигуруми?
Смысл названия понять довольно легко. «Кигуруми» произошло благодаря комбинации двух японских слов: «киру» (носить) и «нуигуруми» (мягкая игрушка). Традиционно им обозначались люди, которые показывали представление в костюмах, но позже им стали называть сами костюмы. Сейчас многие знают это слово по довольно популярным пижамам-кигуруми. «Анимэгао» буквально означает «аниме-лицо».
По существу, это полноразмерный костюм с аниме-маской, которая не особо отличается от привычных нам масок промоутеров на улице. Отличие в том, что анимэгао кигуруми даже на аниме-фестивалях, как правило, вызывает более сильную реакцию у непривычного к ним человека, чем, скажем, Винни-Пух, блуждающий по Диснейленду. Анимэгао кигуруми часто описывают, как нечто странное, вычурное, жуткое.
Но не стоит забывать, что как и любые люди в костюмах маскотов, это всего лишь актёры. Как и давние актёры театра Но, это косплееры, которые добровольно наряжаются в подобные аниме-костюмы. Они стараются изо всех сил, чтобы изобразить своих персонажей. Они разыгрывают перед зрителем историю, используя лишь свои тела.
К сожалению, как и со многими вещами в интернете, большинство людей пытаются отнести это движение к чему-то тёмному и неприличному
https://www.youtube.com/watch?v=Q00xQuY6_yI
Авторы с сайта «Poplurker» связались с Натали, невероятно талантливым и популярным у детей аниматором и по совместительству косплеером, выступающим в кигуруми, и побеседовали с ней о её увлечении.
Вы можете разговаривать в маске?
Существует несколько «правил» и «рекомендаций» для ношения кигуруми, и запрет говорить в маске является одним из таких правил. Он позволяет косплееру словно перенести персонажа в реальный мир. Из-за этого на первый план выходят актёрские способности человека. Если ты способен быть активным и взаимодействовать при помощи жестов, то тебе не нужно разговаривать.
На живых выступлениях нет разговорных ролей вообще, вместо них используют заранее записанные дорожки с музыкой и голосами актёров озвучки, чтобы выступающие могли играть роль, подражая своему персонажу. В зависимости от представления МС или ведущий могут задать актёрам после выступления пару вопросов, но и тогда они отвечают лишь жестами, продолжая играть персонажа. Некоторые крупные шоу, такие как PreCure (Pretty Cure), проводят встречи с фанатами после шоу, где актёры дают автографы и общаются с детьми — опять-таки молча. Необходимо много практики, чтобы научиться выражать эмоции с единственным статичным лицом, но хорошие артисты преодолевают эти ограничения.
Давайте поговорим о самих костюмах. Сколько частей в среднем включает в себя костюм для анимэгао кигуруми?
Основными компонентами кигуруми являются маска, дзэнтай (облегающий костюм на всё тело под цвет маски) и затем сам наряд персонажа. Нельзя назвать какую-то из частей важнее другой, они все необходимы для того, чтобы воплотить персонажа в жизнь. Маска и дзэнтай — это то, во что мы — актёры — превращаемся. Идея заключается в том, что под костюмом никого нет, мы и есть персонажи. Наряд же идёт поверх костюма, в зависимости от того, какой вы персонаж. В случае с моим персонажем Лили я люблю надевать всё то, что нравится мне самой, многие вещи для неё я беру из своего гардероба или же покупаю специально для неё, чтобы сочетались цвет волос и её стиль.
Другим большим «правилом» кигуруми является то, что на людях ты обязан носить все части костюма в том числе и дзэнтай. Оно также включает в себя такое общее правило, что нельзя снимать маску. В большинстве мест, где носят кигуруми и выступают в них, как правило, находится много детей, поэтому снять часть костюма — это всё равно, что сказать им, что Микки Мауса или Санта Клауса не существует. Многие дети сами доходят до этого, как только видят хотя бы один намёк, что под костюмом живой человек. Поддерживать мечту наяву для зрителей — это самое главное.
Можно разориться уже на костюмах для старого доброго косплея. Наверное, костюмы анимэгао кигуруми тоже не из дешёвых. Вы уже копите на следующий?
Конечно же я коплю на ещё один костюм! По возможности я хотела бы в свой гардероб костюмы для нескольких персонажей, но цены на них кусаются. Одна лишь маска хорошего качества может стоить от 800 до 3000$, а в среднем около 1200$. Некоторые изделия ручной работы могут стоить даже больше, особенно если мастер не использует уже существующие заготовки.
Я бы посоветовала покупать качественный дзэнтай, сшитый на заказ, что стоит около 200-300$.
Где лежит грань между косплеем и кигуруми? Считаете ли вы себя косплеером?
Я бы сказала, что любой человек, одетый в костюм с головы до ног, технически является кигуруми-актёром, поэтому даже фурри попадают под подобное определение. Название анимэгао кигуруми определяет стиль, в котором я выступаю. В свою очередь анимэгао делится на профессиональные выступления и косплейное хобби. Я не выступаю с моими личными персонажами за деньги, как я делаю это на работе. Поэтому когда я прихожу на фестивали повеселиться, то считаю это больше косплеем. К слову, когда я выступаю на фестивалях в кигуруми, я стараюсь не меньше, чем на оплаченных выступлениях. Зрители сразу замечают плохое выступление, поэтому даже когда выступаешь для души, то всё равно необходимо обращать внимание на то, как ты держишься и общаешься с другими.
Можно сказать, что я считаю себя косплеером. Любительские выступления в кигуруми это всё тот же косплей.
Я занималась обычным косплеем раньше и, возможно, буду заниматься в дальнейшем, но на аниме-фестивалях у меня не так много времени, и я с большим удовольствием буду выступать в кигуруми, нежели в обычном косплее, потому что кигуруми нравится мне больше. Ничто не может заменить ту радость, которую я ощущаю, когда моя игра вызывает у людей улыбки.
На этих фестивалях я также беру с собой на приключения в кигуруми своих друзей-косплееров. Мне нравится наряжать своих друзей, да и они сами получают массу позитивных эмоций. Это интересный и анонимный опыт для многих косплееров, которых постоянно узнают. Они могут расслабиться и выступить как совсем другой человек.
Давайте поговорим о фанатах. Существует ли специальное сообщество для фанатов анимэгао кигуруми? Какого рода там фанаты?
Как и любая другая форма искусства, она обладает своей фанатской базой. За годы моей работы в косплей-индустрии я общалась с самыми разными видами фанатов. Тяжело говорить в общем о фанатах чего-то столь уникального. Но по большей части фанаты любят анимэгао кигуруми по тем же причинам, что и я: это весёлая форма представления, позволяющая тебе выглядеть точь-в-точь как персонаж, которого ты изображаешь, и в целом это так мило! Честно говоря, в Японии существуют специальные фестивали, посвященные анимэгао кигуруми. Есть даже фестивали конкретных производителей масок!
Но как и весь косплей, изредка он привлекает «фанатов», которые не перестают писать тебе о том, какой твой косплей привлекательный и сексуальный. Я стараюсь избегать таких фанатов и не показывать им слишком много. Хоть в костюме я могу быть милой, флиртовать или даже соблазнять, костюмы-кигуруми это прежде всего реквизит представлений для детей. Как артистку, специализирующуюся на шоу для детей, меня беспокоит, что люди сексуализируют артистов, их костюмы и персонажей.
Как люди обычно реагируют, когда видят вас в одной из аниме-масок на фестивалях, посвященных, собственно, аниме?
Забавно, что на аниме-фестивалях реакция менее восторженная, чем на фестивалях, посвященных комиксам. Потому что фанаты аниме скорее всего уже видели кигуруми, и это им совсем не в новинку. Из-за недавнего роста популярности и масштаба гиковской культуры и продвижения комик-конов и других фестивалей в медиа, именно комик-коны стали приносить мне больше всего удовольствия. Здесь практически никто не видел кигуруми. Более того, на этих мероприятиях обычно намного больше детей. Например, на самом последнем фестивале, куда я ходила, вокруг меня столпилось столько семей и детей, желающих сфотографироваться, что я совершенно не могла никуда пройти, и мне оставалось лишь ждать, пока эта толпа не рассосётся — и так на протяжении всего дня. Быть в центре внимания очень весело, и я люблю общаться с людьми, когда я в костюме.
Спасибо за прекрасное интервью. Перед тем, как мы закончим, можете ли вы поделиться историей о самом необычном опыте в кигуруми?
Я даже не могу определиться, поскольку каждый день на мероприятиях, каждое событие, каждое взаимодействие с людьми в интернете, — всё разное. Мои любимые персонажи настолько отличаются от персонажей, которых я люблю играть на работе, что их даже сложно сравнивать. На работе я играю хорошо известных детских персонажей. Благодаря этому я ощущаю себя звездой. Все дети знают, как тебя зовут, они могут рассказать тебе о лучших приключениях твоих персонажей или же сказать, почему они любят их. Это невероятно приятно. Признаюсь, у меня на холодильнике висят подаренные детьми рисунки с персонажами, которых я играла. Они напоминают мне как артистке, насколько важно вкладывать в выступление всю себя, ведь иногда я играю персонажей, которые для детей значат невероятно много. На фестивалях же я получают реакцию на персонажа, которого я создала сама. Все выходные я играю персонажа, который является органичным продолжением меня и моего опыта в косплее.
Источник: PopLurker