Серия статей о транспорте в Японии. Часть 1: железные дороги

На 4 главных острова Японии (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) распространилась широкая и надёжная сеть железнодорожных путей. Благодаря этому на поезде можно добраться в любую точку японского архипелага, особенно, если на руках есть Japan Rail Pass. Что такое JR Рass? Как его приобрести? Как вообще пользоваться поездами в Японии? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в этой статье.

Около 70% японских железных дорог принадлежит и обслуживается компанией Japan Railways (JR), а остальные 30% (в основном те пути, что находятся в городах и вокруг них) – собственность десятков других частных железнодорожных компаний.

Карта линий JR

Japan Railways (JR)

Japan Railways (JR) (JR Group) – преемник национальной компании Japanese National Railways (JNR), которую передали в государственное пользование в 1987 году из-за больших долгов. JR Group состоит из шести региональных железнодорожных компаний: JR Hokkaido, JR East, JR Central, JR West, JR Shikoku and JR Kyushu и одной общенациональной компанией грузовых перевозок JR Freight. Вместе они управляют сетью городских, региональных и межрегиональных железнодорожных путей, а также синкансэнами (поезда-пули).

Частные ЖД компании

В Японии существуют десятки частных ЖД компаний. В собственности маленьких находится одна линия, в то время как другие управляют обширной сетью. Ниже приведён список самых больших компаний:

Регион Канто:

· Тобу (примерно 460км)

Тобу управляет линиями в пригороде и префектурах к северу от Токио. Для туриста: можно добраться до Никко (один из старейших религиозных и паломнических центров Японии).

· Одакю (примерно 120км)

В собственности Одакю находятся три линии: от центра до запада Токио и в префектуру Канагава. Для туриста: можно добраться до известного своими онсэнами Хаконэ.

· Токю (примерно 100км)

Токю управляет двумя основными линиями на юге Токио. Для туриста: можно добраться до Иокогамы.

· Кэйсэй (примерно 100км)

Кэйсэй управляет несколькими пересадочными линиями из Токио до префектуры Тиба. Для туриста: можно добраться до международного аэропорта Нарита.

· Сэйбу (примерно 180км)

Сэйбу управляет сетью пригородных дорог к западу от Токио.

· Кэйкю (примерно 90км)

Кэйкю соединяет Токио с Иокогамой и югом префектуры Канагава. Для туриста: можно добраться до аэропорта Ханэда.

· Кэйо (примерно 80км)

Кэйо управляет сетью дорог к западу от центра Токио. Для туриста: можно добраться до горы Такао – популярного места для любителей горных прогулок. Также здесь находится храм Якуоин, парк с обезьянами и горячие источники.

Регион Тюбу:

· Мэйтэцу (примерно 500км)

Мэйтэцу управляет обширной сетью дорог вокруг Нагои. Для туриста: можно добраться до Инуямы и Международного аэропорта Тюбу.

Регион Кинки:

· Кинтэцу (примерно 570км)

Самая большая ЖД компания. Кинтэцу управляет обширной сетью дорог на юге региона Кинки, включая Осаку, Киото, Нару, Исэ и Нагоя.

· Нанкай (примерно 170км)

Этой компании принадлежит сеть дорог юга Осаки и префектуры Вакаяма. Для туриста: можно добраться до аэропорта Кансай и горы Коя.

· Ханкю (примерно 150км)

Ханкю управляет несколькими линиями на севере Осаки и соединяет Осаку с Кобэ и Киото.

· Кейхан (примерно 90км)

Кейхан владеет одной главной линией, соединяющей Осаку и Киото и несколько коротких линий.

· Хансин (примерно 50км)

Хансин управляет одной главной линией между Осакой и Киото и несколькими короткими пересадочными ветками.

Регион Кюсю:

· Ниситэцу (примерно 120км)

Ниситэцу управляет сетью дорог в префектуре Фукуока и вокруг города Фукуока. Для туриста: можно добраться до города Дадзайфу.

Как пользоваться поездом

1. Категории поездов

Все японские поезда поделены на несколько категорий:

1. Местные (普通電車 фуцу:дэнся). Они останавливаются на каждой станции.

2. Скоростные (快速 кайсоку). Эти поезда не останавливаются на некоторых станциях, но особой разницы в цене между местными и скоростными нет.

3. Экспрессы (急行 кюко:). Экспрессы почти не останавливаются. На поездах JR нужно заплатить взнос от 500 до 1500 йен вдобавок к основной цене за билет, но остальные компании этого не требуют.

4. Специальный экспресс (特急 токкю:). Эти экспрессы останавливаются только на основных станциях, и обычно помимо платы за билет, нужно ещё внести взнос от 500 до 4000 йен. Некоторые компании, кроме JR, могут этого не требовать.

5. Синкансэн 新幹線. Синкансэны обслуживаются только JR, останавливаются на отдельных платформах и ходят по отдельным путям. Цена за проезд обычно от 800 до 8000 йен.

2. Категории мест в поезде

В поездах JR дальнего следования бывают обычные места и «зелёные» (первый класс). В местных поездах вагоны чаще всего обычные. В «зелёных» вагонах обычно меньше людей, но и стоят они при этом на 30% — 50% дороже.

В большинстве синкансэнов и специальных экспрессов вагоны бывают обычные, или незарезервированные (自由席 дзию:сэки), то есть вы садитесь в вагоне, куда хотите или стоите, если много людей, и те, что нужно бронировать (指定席 ситэйсэки), где конкретное место закрепляется за конкретным человеком. В редких случаях можно встретить поезд, где все места резервируются. Места в зелёных вагонах чаще всего требуют бронирования. В большинстве местных и скоростных поездов, а также экспрессов места резервировать не нужно. Цена за бронь места составляет примерно 300-700 йен, но с Japan Rail Pass ничего платить не нужно.

Вагон первого класса (зелёный) синкансэна Хикари со знаками, означающими, что места бронированные и курение в вагоне запрещено

3. Покупка билета

Упростить поездку на поезде может заранее оплаченный проездной (Суика, Пасмо и т.д.) Если проездного у вас нет, то билет на короткую дистанцию можно приобрести в автомате по продаже билетов; купить билет на поезд дальнего следования или зарезервировать место в вагоне можно только в кассах или в специальных автоматах.

Покупаем билет в автомате

Карта со станциями и автоматы для покупки/пополнения проездного Suica (слева) и для покупки обычного билета.

1. Найдите нужную станцию на карте над автоматом, которая показывает линии, проходящие в данном регионе, и стоимость проезда до каждой станции.

2. Вставьте деньги в автомат. Большинство из них принимают монеты в 10, 50, 100 и 500 йен, а также купюры номиналом 1000 йен.

3. Выберите число билетов, которые вы хотите купить. По умолчанию в настройках выставлен один, поэтому, если вы путешествуете в одиночку, можно пропустить этот шаг.

4. Нажмите на кнопку, которая указывает цену за ваш билет.

5. Возьмите билет и сдачу.

Иногда станции на карте написаны только на японском. В случае, если вы не знаете язык, можно купить билет по самой низкой цене и доплатить разницу на выходе.

Покупаем билет в кассе

Билетная касса

Чтобы купить билет, вам нужно будет предоставить следующую информацию: количество человек, дату поездки, станции отправления и прибытия, обычный или зелёный вагон, будете ли вы резервировать место.

Если вы предпочли зарезервировать место, нужно будет назвать поезд и его номер или время отправления, а также сказать места для курящих или некурящих вы предпочитаете.

Туристы, которые не говорят по-японски, могут внести всю эту информацию в специальный бланк и передать его кассиру.

4. При входе в платную зону

После покупки билета нужно пройти через турникеты. Для этого опустите билет в специальное отверстие, пройдите и заберите его с другой стороны. Если билет недействителен, турникет закроется и сработает сирена. Проездной опускать никуда не нужно, для него есть специальный кард-ридер, к которому нужно приложить вашу карту.

Если вы приобрели Japan Rail Pass, пользоваться обычными турникетами не нужно. Вместо этого покажите его работнику станции.

Чтобы пройти на платформу, откуда отправляется синкансэн, вам понадобятся отдельные турникеты, которые обычно легко отличить от других.

5. Платформы

Слева на ограждении подписан номер вагона (6) и номер двери в вагоне (2)

Нужную платформу можно найти, зная линию, по которой идёт поезд и направление. На важных знаках информация дублируется на английском и, в последнее время, на китайском и корейском.

На многих платформах можно найти знаки, показывающие, где откроются двери. А на платформах, куда прибывают поезда дальнего следования, могут быть написаны номера вагонов, их категория (обычный или зелёный) и разрешено или запрещено курение в вагоне.

Будьте внимательны, на некоторые платформы приезжают поезда разных категорий (местный или скоростной). Обычно над платформой на экране высвечивается категория поезда, а также иногда станции, до которых он следует.

6. В поезде

Подождите, пока из вагона выйдут люди. Будьте осторожны, чтобы не перегородить двери, особенно, если вагон полон людей. Рюкзак можно снять и поставить на пол или положить на полку над сиденьями.

Большинство японцев в поездах либо спят, либо читают, либо пользуются телефоном (играют, например). Разговаривать по телефону в обычном поезде запрещено, но, если вы едете на синкансэне или специальном экспрессе, можно выйти в тамбур и ответить на звонок там, чтобы не доставлять неудобство другим пассажирам..

Станции и пересадочные линии объявляют на японском, но в синкансэнах или на линиях, которыми чаще всего пользуются иностранцы, информация может повторяться на английском. Синкансэны и некоторые новые поезда также оснащены экранами, на которых высвечивается следующая станция.

7. По прибытии на станцию

Названия станций на платформе написаны иероглифами, хираганой и на английском, также на знаках есть информация о предыдущей и следующей станции.

По прибытии нужно точно так же пройти через турникеты, опустив билет, но на этот раз он не вернётся. Если вы заплатили не ту цену, возместить её можно в специальном автомате, на котором написано «Fare Adjustment» (корректировка стоимости проезда), или у работника станции.

Какие бывают билеты

· Обычные. Это билеты, которые помогут вам добраться из пункта А в пункт Б.

· Взнос за проезд на специальном экспрессе и синкансэне. Это дополнительная плата, которая добавляется к цене за билет, её количество зависит от дальности поездки, обычно это 500-4000 йен для специального экспресса и 800-8000 – для синкансэна.

· Взнос за проезд на экспрессе. Здесь тот же принцип, что и с предыдущим взносом: за проезд на экспрессе нужно заплатить за билет и внести пошлину от 500 до 1500 йен.

Обычный билет

· Проездной. Это карточки, за которые вы заплатили и можете повторно их использовать, положив на них деньги. Кроме Suica и Icoca есть по меньшей мере еще 10 взаимозаменяемых проездных, которые действуют по всей Японии. Помимо этого, есть проездные, которые нельзя использовать на некоторых местных поездах. А ещё этими карточками можно расплачиваться в подавляющем большинстве магазинов, ресторанов и автоматов.

Проездные Pasmo и Suica

· Рэйл-пас. Этот вид билетов может неограниченно использоваться на поездах определённого участка. Таких проездных несколько, и они могут отличаться в зависимости от региона. Самым известным, пожалуй, является Japan Rail Pass, но в зависимости от вашего маршрута, можно воспользоваться другим рейл-пасом.

· Сити-пас. Этот вид билетов не имеет ограничений в использовании на наземном транспорте (трамваи, автобусы, метро и поезда) в течение дня.

Japan Rail Pass (JR Pass)

JR Pass – очень выгодный проездной для путешествий на большие расстояния, который доступен только иностранцам и может использоваться одну-две-три недели по вашему усмотрению. Он бывает двух видов: обычный и зелёный (первый класс).

Где действителен:

· На поездах компании JR. Это и синкансэны, и специальные экспрессы, экспрессы, скоростные и местные поезда.

· На монорельсе из аэропорта Ханэда

· На пароме JR до Миядзимы

· На некоторых линиях не JR, с которых потом можно пересесть на линии JR

· На JR-автобусах

Где недействителен:

· На синкансэне Нодзоми линий Токайдо/Саньо.

· На синкансэне Мидзухо линий Санъё/Кюсю.

· На поездах JR, которые ходят не по линиям JR.

· На автобусах дальнего следования.

Как приобрести JR Pass?

Так как JR Pass могут использовать только иностранные граждане, которые приехали по краткосрочной визе, приобрести его можно через интернет или в турагентстве за пределами Японии. Вам должны отдать ваучер, который затем нужно поменять на настоящий JR Pass в течение трёх месяцев после оплаты либо на станциях JR по всей Японии, либо в аэропортах Нарита или Кансай.

Источники:

1234

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту