Мукаия Минору — один из самых прослушиваемых композиторов в Японии. Каждый день миллионы людей по всей стране слушают созданные им композиции, но большинство даже не замечает этого. Мукаия пишет хасся мэроди, то есть музыку для отправления поездов — под эти короткие треки поезда уносят пассажиров к одним из самых загруженных станций в мире. В этой статье вы узнаете, как два разных увлечения соединяются в его творчестве.
Мукаия впервые заинтересовался поездами будучи восьмилетним мальчиком, когда за неделю до олимпийских игр 1964 года на станцию Токио прибыл самый первый синкансэн.
— Я подумал, что это что-то на грани фантастики, – признаётся он.
Двадцать лет спустя для таких же как он энтузиастов Мукаия выпустил один из первых в мире симуляторов поездов. Этот симулятор стал весьма популярным и привлёк внимание таких гигантов игровой индустрии, как Sony.
Игра была настолько реалистичной, что железнодорожные компании по всей стране стали просить Мукаия создать нечто похожее для обучения проводников и машинистов. Но он взялся уже за иной вид творчества, написание музыки, умудрившись объединить его со своим увлечением поездами.
Почти никто не сможет вспомнить название его самого популярного трека. Эту «заедающую» электронную мелодию включают при отправлениях с платформ 3 и 4 токийской станции Сибуя — третий по загруженности железнодорожный узел в мире — но даже спустя несколько часов после поездки она продолжает вертеться на уме.
Когда его спросили, сколько всего мелодий он создал, 61-ний бывший клавишник джаз-бэнда «Casiopea» замолчал в раздумье. Он потерял им счёт. Тут же подбежал ассистент со списком.
Мукаия разразился смехом.
— 170? Что? Я написал 170 мелодий? Да быть такого не может!
Хасся мэроди: уже настолько привычные, что местные жители не обращают внимания на резкий звук клавишных или органную музыку из динамиков, но туристы часто остаются впечатлены.
Как бы то ни было, работы Мукаия привлекли огромное число поклонников.
У Мукаия более 34 тысяч подписчиков в Твиттере. Он даёт концерты своим восторженным фанатам, и ему даже запретили сейчас выступать на станции Гиндза, средоточии роскоши в Токио, после того, как живое выступление там вызвало целое столпотворение.
В интервью Мукаия рассказывает, что фанаты говорят о том, как его музыка «полезна для их здоровья, работы, прогулок; что после утомительной дороги до офиса от неё на душе становится тепло».
— Я хочу, чтобы люди были счастливы.
Хасся мэроди появились, когда руководство железных дорог искало способ сделать станции более необычными. Тогда и возникла идея проигрывать запоминающуюся мелодию.
Мелодии длятся всего лишь семь секунд — время, которое у работников уходит на то, чтобы впихнуть людей в забитые поезда, при этом те, на удивление всем, продолжают укладываться в расписание.
Представитель East Japan Railway Co. (JR East) сказал, что с помощью этих мелодий они хотят «оберегать пассажиров от столкновения с поездом».
Мукаия говорит, что у каждой есть своя история вне зависимости от небольшой продолжительности.
В Киото «особое отношение к культуре, поэтому и звуки более торжественные», объясняет он, усевшись между музыкальными инструментами и компьютерным оборудованием.
Восторженное крещендо на высоких нотах на станции Сибуя, наоборот, похоже на кивок одобрения поезду в его путешествии вверх по холму к следующей платформе.
— Линия Тоёко была раньше высоко на землей. Но теперь она проходит под землёй, и Сибуя до следующий станции отделяет крутой склон, — говорит он. — Поэтому я подумал, что мелодия отправления должна… создавать ощущение поезда, который едет в горы.
Другие мелодии соотносятся с местной историей. Станция в Такаданобаба, доме популярного героя аниме Астро Боя, отдаёт ему дань уважения краткой версией главной песни оттуда.
На станции Осака играет отрывок из «やっぱ好きやねん» (яппа сукиянэн), что переводится как «Кажется, ты действительно мне нравишься», одной из наиболее известных песен региона, в исполнении Такадзин Ясики.
Одна из отличительных черт работы Мукаия заключается в том, что отдельные ноты на каждой станции определённой линии можно соединить и получить одну мелодию.
Эти мелодии позволили Мукаия объединить две свои страсти — музыку и поезда.
Он даже изготовил макет купе проводника в натуральную величину со всеми приборными панелями, который занимает значительную часть его офиса.
Представляя себя на какой-нибудь платформе, Мукаия звенит в колокольчик, подтверждая, что поезд готов к отправлению, и занимает свою позицию у приборной панели в ожидании зелёного сигнала, чтобы тронуться с места.
Когда поезд прибывает на следующую станцию, Мукаия, ухмыляясь, идёт обратно к дверям вагона. Тут над головой выступает импровизированная платформа, и под ногами у него оказывается номер 10. Он выстроил двери поезда и двери выхода с платформы в идеально ровную линию.
Источник: The Japan Times