Тамамо-но Маэ — девятихвостая лиса, покорившая мир

Тамамо-но Маэ является одной из наиболее известных лисиц-кицунэ в японской мифологии. Будучи девятихвостой лисой, она – одна из самых сильных ёкаев, что когда-либо существовали. Её магические способности сравнимы только с её хитростью и жаждой власти. Тамамо-но Маэ жила в эпоху Хэйан, и хоть ей не удалось преуспеть в убийстве Императора с целью занять его место, её действия вывели Японию из состояния равновесия и привели к началу одной из наиболее значимых гражданских войн в японской истории.

Тамамо-но Маэ родилась около 3500 лет назад на территории современного Китая. Её молодость является загадкой, но в конечном итоге она стала могущественной колдуньей. Несколько веков спустя Тамамо-но Маэ стала бледнолицей девятихвостой лисой с золотистым мехом, обладающей непревзойдённой магической силой. Кроме того, она была мастером манипуляций: используя обаяние и остроумие, она укрепляла своё положение в обществе и влияла на мировые дела.

Во времена Династии Шан (1600–1027 гг. до н.э.) она была известна под именем Да Цзи (妲己). Она преобразилась в прекрасную женщину, став любимой наложницей последнего Императора Династии Шан – Чжоу Синя. Да Цзи была образцом человеческой безнравственности: она регулярно устраивала оргии в садах дворца, а о её любви к просмотру и изобретению новых форм пыток ходят легенды. В итоге Да Цзи привела всю династию Шан к погибели. Тем не менее, ей удалось избежать казни, после чего в 1046 г. н.э. она сбежала в Королевство Магадха в Индии.

Там её знали под именем Госпожа Каё. Она стала супругой царя Калмашапада, известного в Японии как Князь Хандзоку. Лисица использовала свою красоту и очарование, чтобы манипулировать князем: она заставляла его поедать детей, убивать монахов и совершать другие ужасные деяния, о которых лучше не упоминать. В конце концов – то ли потому что дети закончились, то ли потому что Калмашапада заинтересовался буддизмом больше, чем ею – она вернулась в Китай.

Там, во время правления Династии Чжоу, она назвала себя Бао Сы и была известна как одна из самых желанных женщин в Китае. В 770-м году до нашей эры она стала наложницей правителя Чжоу Ю-Вана. Не желая оставаться лишь любовницей, Бао Сы заставила его сместить с престола свою жену – Королеву Шень – и сделать её своей новой королевой. Несмотря на неописуемую красоту, Бао Сы редко улыбалась; чтобы угодить своей прекрасной жене, Ю-Ван поступил так богомерзко и жестоко, что все его дворяне отвернулись и предали его. Ю-Ван был убит, Бао Сы схвачена – так закончилась в 771-м году до н.э. Западная Династия Чжоу. Каким-то образом Бао Сы удалось сбежать снова, но о ней ничего не было слышно ещё много лет.

О Тамамо-но Маэ мало что известно до VIII-го века: тогда она появилась снова как 16-ти летняя девушка по имени Вакамо. Она околдовала лидеров десятой делегации из Японии в Китай Династии Тан (618–907 гг.) Киби-но Макиби, Абэ-но Накамаро и Гандзина (Цзяньчжэня) пока они готовились вернуться домой, присоединилась к их команде и прибыла в Японию, где скрывалась на протяжении более чем трёхсот лет.

Появилась вновь она в 1090-м году, на этот раз перевоплотившись в человеческого ребёнка. Супружеская пара нашла и спасла девочку, удочерив её и назвав Мидзукумэ. Девочка оказалось чрезвычайно умной и талантливой, а её красота привлекала к себе внимание всех вокруг. Когда ей было семь, Мидзукумэ зачитывала стихи перед самим Императором. Она так понравилась Его Императорскому Величеству, что он пригласил её к себе во двор в качестве служанки.

Мидзукумэ превосходила всех при дворе Императора и впитывала знания, как губка. Она могла ответить на любой вопрос, будь он о музыке, истории, астрономии, религии или китайской классике. Её одежда всегда была чистой и аккуратно выглаженной, от девушки всегда исходил приятный аромат. Мидзукумэ обладала самым красивым лицом во всей Японии, и все её любили.

В честь её восемнадцатилетия провели летние стихотворные чтения с аккомпанементом. Но неожиданная буря обрушилась на дворец во время чтений. Все свечи потухли, участники оказались в темноте. Внезапно от тела Мидзукумэ начал исходить яркий свет, освещающий собой всю комнату. Все к этому моменту были настолько впечатлены девушкой, что заявили о её вероятной безгрешности в прошлой жизни. После чего её прозвали Тамамо-но Маэ (玉藻前), что переводится как «Госпожа Ряска». Император Тоба, уже будучи какое-то время заинтересованным в девушке, сделал её своей супругой.

Почти сразу после их бракосочетания Император подхватил смертельную болезнь. Никто из придворных врачей не смог определить причину болезни, поэтому на помощь решили призвать оммёдзи Абэ-но Ясунари, который заглянул в будущее Императора и сделал вывод, что на него была наложена порча. После этого во двор призвали высших жрецов и монахов, чтобы те молились за здоровье Императора.

Однако лучшие молитвы верховных священников не возобладали над проклятьем: Императору становилось хуже. Абэ-но Ясунари призвали вновь. На этот раз к своему ужасу оммёдзи выяснил, что причиной болезни императора была его возлюбленная Тамамо-но Маэ. Она была лисой-кицунэ, которая сокращала жизнь Императора с целью захвата власти. Император Тоба отказывался верить словам предсказателя, но согласился устроить для Тамамо-но Маэ испытание.

Чтобы спасти Императора, Абэ-но Ясунари подготовил самый секретный и могущественный ритуал, который был известен в Оммёдо – Тайдзан Фукун (泰山府君祭). Тамамо-но Маэ приказали принять участие в ритуале. Предполагалось, что злой дух не сможет принять участие в таком священном ритуале. Поначалу она отказывалась, но министры Императора убедили её, сказав, что это повысит её положение в японском обществе и вызовет ещё больше восхищения при дворе. Ей ничего не оставалось кроме как согласиться.

В процессе ритуала Тамамо-но Маэ была одета красивее прежнего. Она очень хорошо играла свою роль. Но стоило ей замахнуться церемониальным посохом, как она исчезла. Слова Абэ-но Ясунари подтвердились. Во дворе началась суматоха.

Совсем скоро пошла молва о пропавших женщинах и детях в болоте Насу возле провинции Симоцукэ. Придворные чаровники определили причиной тому Тамамо-но Маэ. Было решено уничтожить её раз и навсегда. Император призвал самых смелых воинов со всех земель и поручил лучшим из них – Хироцунэ Кадзусаноскэ и Ёсиаки Миураноскэ – возглавить миссию и найти лисицу. Воины с радостью согласились взяться за задание. Они провели обряд очищения и отправились с армией в восемьдесят тысяч человек на охоту за девятихвостой лисой.

Когда армия добралась до болота, найти лису не составило труда. Воины преследовали её день за днём, но Тамамо-но Маэ использовала свои магические способности и обводила их вокруг пальца снова и снова, постоянно сбегая. Усталость в рядах росла, как и разочарование среди воинов. Казалось, что ничто не может им помочь. Но Кадзусаноскэ и Миураноскэ приняли на себя весь позор поражений, но продолжили двигаться дальше. Они оттачивали свои тактики и сив конечном итоге взяли след Тамамо-но Маэ.

Однажды ночью у Миураноскэ был вещий сон: перед ним предстала прекрасная девушка в слезах. Она молила его: «Завтра моя жизнь окажется в твоих руках. Пожалуйста, пощади меня». Миураноскэ отказал девушке, разбудил своих верных воинов и выступил вновь на её поиски. На следующий день армия поймала Тамамо-но Маэ. Миураноскэ поджёг две стрелы и выстрелил: одна пронзила лису в бок, а вторая – в шею. Кадзусаноскэ вознёс клинок. Со злым духом было покончено, как и предсказывалось во сне.

Однако злодеяния Тамамо-но Маэ не прекратились после её смерти: через год умер Император Коноэ, а ещё через год Император Тоба – возлюбленный девушки. Возник кризис преемственности власти между верными силами Императора Го-Сиракавы и силами Императора Сутоку. Начался кризис с соперничества кланов Фудзивара и Минамото, которое привело к гражданской войне, концу эпохи Хэйан и подъёму первого сёгуната. И, словно этого было мало, дух Тамамо-но Маэ вселился в огромный валун, который убивал всех прикоснувшихся к нему. Ныне Тамамо-но Маэ является одной из Трёх ужасных ёкаев Японии (日本三大悪妖怪), а её история описывается в литературе; театрах Но, Кабуки, Бунраку и других формах традиционного и современного искусства.

Источник: Yokai.com

Роман Буландо
Главный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту