Эдо-кирико: необычная стеклянная посуда с гравировкой

В современной Японии сохранилось около двухсот тридцати традиционных ремёсел, официально признанных правительством страны. В данной статье вы узнаете об эдо-кирико – особом виде гравировки по стеклу: о том, как он появился, и как в студии мастера-гравировщика Кумакура Рюити производят такую стеклянную посуду в наше время.

Для семидесятилетнего Кумакура Рюити, мастера гравировки по стеклу, найти молодых работников, горящих желанием обучиться традиционному японскому ремеслу и не дать ему исчезнуть – наименьшая из проблем. Куда важнее показать им, как с ювелирной точностью вырезать изысканную стеклянную посуду.

– В сфере традиционных ремёсел также важно обладать «деловым складом ума, идущим в ногу со временем», – говорит он. Кумакура начал продавать изготовленное вручную стекло эдо-кирико напрямую покупателям около тридцати лет назад. В то время ремесленник обычно только изготавливал посуду и не занимался продвижением и торговлей, потому что это был весьма необычный шаг.

Эдо-кирико – вид традиционного стекла, появившийся в городе Эдо (прежнее название Токио) ближе к концу периода Эдо (1603–1868). Кирико (切子, 切り子) означает «гранёный» и относится ко множеству декоративных узоров, которые вырезаются на поверхности стекла с помощью точильных камней и других инструментов. Используя лишь грубые наброски в качестве ориентира, мастера от руки вырезают аккуратные тонкие линии.

Для своего оригинального узора комэцунари, что означает «цепочка из зёрнышек риса», Кумакура незаметно изменяет размер крохотных рисинок, которые он вырезает. Разницу заметить тяжело, но в этом и заключается секрет изящного узора.

– Если вырезать на один миллиметр дальше (того места, где линия должна быть), это испортит мою работу, – говорит он, – мы живём в мире, где одна десятая миллиметра имеет большое значение.

Его талант заметили: бокалы для вина с рисовым узором Кумакура были выбраны правительством в качестве подарка мировым лидерам на саммите «Большой восьмёрки» на Хоккайдо в 2008 году, а также представителям зарубежных стран в ряде других случаев.

В отличие от многих других ремесленных мастерских, пострадавших из-за нехватки учеников, в мастерской Кумакура в районе Камэйдо округа Токио, Кото, полно юношей и девушек, стремящихся изучить и совершенствовать его технику. Как наставник, он не соглашается с поддерживаемым мастерами многих традиционных ремёсел принципом обучения. Этот принцип заключается в том, что новичкам следует учиться, как бы «похищая» мастерство учителей при помощи внимательного наблюдения за их работой.

– Это давно устарело, – говорит Кумакура, который каждую неделю помогает юным мастерам отрабатывать свои навыки на дополнительных занятиях, – Девиз нашей студии – аккуратность и скорость.

По данным Кооперативной ассоциации эдо-кирико первое упоминание эдо-кирико датируется 1834 годом, когда ремесленник Кагая Кьюбэй, работавший в лавке стеклянной посуды в Эдо, сделал гравюру по стеклу с помощью корундового точильного камня (корунд – твёрдый минерал, разновидностями которого являются рубин, топаз и сапфир). Позднее такое гранёное стекло было также изготовлено в Сацума, ныне префектуре Кагосима, под руководством Симадзу Нариакира, феодала владения Сацума.

Сацума-кирико вскоре прославилось своим качеством, но, по сведениям местных ремесленников, производство прекратилось вскоре после смерти Симадзу в 1858 году и разрушения фабрик во время бомбардировки Кагосима в 1863 году (также известной как Сацумско-британская война).

Современный стиль эдо-кирико был изобретён после того, как группа японских мастеров прошла обучение у приехавшего из Англии специалиста по гравировке в 1881 году.

В то время как сацума-кирико исчезло больше чем на столетие, пока местные мастера не возобновили производство в середине восьмидесятых годов прошлого века, техника эдо-кирико сохранялась токийскими мастерскими. В 2002 году правительство официально признало эдо-кирико традиционным ремеслом.

В наши дни около девяноста мастеров эдо-кирико всё ещё совершенствуют своё искусство в мастерских, большинство из которых располагается в Кото и соседних районах к востоку от центрального Токио. Хотя у студии Кумакура нет недостатка в учениках, готовых продолжать её традиции, в целом же ремесленная индустрия Японии сталкивается с нехваткой новых кадров. Ассоциация продвижения традиционных ремёсел заявляет, что число людей, занятых ремёслами, которые признаны правительством традиционными, в 2015 году снизилось до 64 889 человек. Это меньше одной четвёртой доли от числа работников, отмеченного в 1979 году.

Двумястами тридцатью официальными традиционными ремёслами по большей части занимаются отдельные ремесленники или же маленькие фирмы. Министерство экономики, торговли и промышленности предупреждает, что изменение образа жизни и увеличение объёмов дешевой импортной продукции поставили традиционные ремёсла в критическое положение из-за уменьшения числа мастеров, способных передать свою технику следующему поколению.

– Предпочтения покупателей изменились, – говорит Кумакура. Всё меньше японских домов имеют традиционные комнаты с татами, в которых обычно есть токонома (устланная циновками небольшая ниша над полом в японском интерьере, украшенная в глубине свитком с картиной или каллиграфической надписью, а на переднем плане – вазой с небольшим количеством цветов), и снизился спрос на большие вазы для цветов и декоративную посуду, – взамен стали популярны такие практичные вещи, как бокалы для сакэ и вина.

Для семьи Кумакура производство стеклянной посуды является семейным делом, начатым его отцом Мокити. Кумакура изготавливают её вот уже семьдесят лет. Он открыл свой розничный магазин под названием Ханасё в восьмидесятых годах, после того, как разорилась компания по производству стеклянных изделий, которой он поставлял продукцию. Благодаря людской молве его товары постепенно прославились. За последнее десятилетие продажи магазина выросли в два с половиной раза, и многие покупатели часто возвращаются вновь.

– С помощью магазина я понимаю, чего хотят покупатели, – говорит Кумакура. Маленькие стаканы для сакэ, которые продаются в его магазине, стоят от ¥9,000 до ¥120,000 (~4600–61400 рублей).

В его студии сейчас работает десять мужчин и женщин преимущественно от двадцати до тридцати лет. Один из работников, двадцатисемилетний Кадзуки Юса, говорит, что в начале своей карьеры гравировщика по стеклу он не мог понять, как моргать и одновременно фокусировать свой взгляд на лезвии.

– Нам приходится смотреть сквозь стекло на центр лезвия (вращающегося при помощи мотора колеса), но поначалу я ничего не мог видеть, – говорит он, – я забывал о том, что нужно моргать, пока так сильно концентрировался.

Для придания продукции финального блеска в студии Кумакура используется особое оборудование для гравировки и метод полировки. Японец также не видит ничего зазорного в том, чтобы работать вместе с мастерами других ремёсел. Например, он сотрудничал с мастером фарфоровой керамики арита-яки из префектуры Сага, чтобы создать лампу со стеклянным колпаком эдо-кирико и керамическим основанием.

– Мы создаём уникальные узоры и продукцию, используя свою оригинальную технику. Я верю, что их так легко не скопируешь.

Источник: The Japan Times

Мария Никитина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту