Хаякава Сэссю: забытый секс-символ Голливуда

Хаякава Кинтаро (早川金太郎), именно так на самом деле звали будущую звезду, родился 10 июня 1889 года в префектуре Тиба. Его отец был губернатором провинции, а мать – членом аристократической семьи из самурайского сословия. Хаякава хотел пойти по стопам своего отца и стать кадровым офицером Военно-морских сил Японии, однако из-за травмы, полученной в морском училище, ему отказали в дальнейшем продвижении. Разочарованный Хаякава неудачно попытался совершить харакири, однако врачам удалось спасти его жизнь, после чего он ушёл в храм. Спустя несколько лет жизни отшельником в храме он решил… отправиться в США.

Хаякава Кинтаро (早川金太郎), именно так на самом деле звали будущую звезду, родился 10 июня 1889 года в префектуре Тиба. Его отец был губернатором провинции, а мать – членом аристократической семьи из самурайского сословия. Хаякава хотел пойти по стопам своего отца и стать кадровым офицером Военно-морских сил Японии, однако из-за травмы, полученной в морском училище, ему отказали в дальнейшем продвижении. Разочарованный Хаякава неудачно попытался совершить харакири, однако врачам удалось спасти его жизнь, после чего он ушёл в храм. Спустя несколько лет жизни отшельником в храме он решил… отправиться в США.

В 1907 году Хаякава приехал в Сиэтл и несколько лет упорно работал и учился в Чикагском университете. Затем он присоединился к американо-японской театральной труппе, где взял себе творческий псевдоним Хаякава Сэссю (早川雪洲). На одном из спектаклей, где Сэссю играл главную роль, его заметил кинорежиссёр-новатор и продюсер Томас Харпер Инс и предложил контракт на съёмку в фильмах. Так он получил свои первые роли в картинах «Гнев богов» (1914 г.) и «Тайфун» (1914 г.), которые мнговенно принесли Хаякаве популярность. Родилась первая азиатская звезда американского экрана

Хаякава Сэссю в 1910-ых

Как загорелась новая звезда Голливуда

В следующем году его появление в картине Сесиля Блант де Милля «Обман» (1915 г.) сделало Хаякаву суперзвездой немого кино. «Обман» рассказывает историю избалованной светской львицы (которую сыграла известная американская актриса Фанни Уорд), которая встречает богатого торговца слоновой костью и сразу же чувствует к нему влечение. Она занимает у него значительную сумму, чтобы скрыть от своего мужа трату денег. Позже она приходит к торговцу и возвращает займ, но не на это надеялся персонаж Хаякавы: в качестве вознаграждения он хочет заполучить саму героиню. Он хватает её силой, ставит на ней клеймо и объявляет своей собственностью. История заканчивает тем, что девушка стреляет в него, а её муж берёт вину на себя, но затем в суде она показывает своё клеймо на плече и злодея уводят.

Главные герои фильма «Обман» (1915 г.): супруги Ричард и Эдит Харди и Хака Аракау

И хотя подобный сценарий больше напоминает мрачный триллер, публика была шокирована «страстью» и «романтикой» киноленты, а женщины буквально падали в обморок от восторга. Этот фильм стал блокбастером, превратив Хаякаву в настоящего секс-символа для миллионов американок. Существует даже история о том, как на премьере фильма актёр, выходя из своего лимузина, скривился из-за лужи под его ногами. Десятки фанаток поспешили на помощь своему кумиру, бросив свои пальто на землю, чтобы Хаякава не дай бог не намочил и не испачкал свои ботинки: настолько женщины обожали артиста. Однако после выхода фильма посыпались возмущения как со стороны расистов, особенно тех, кто выступал против смешанных браков, так и со стороны японо-американского сообщества, которому крайне не понравилось столь негативное изображение представителя их расы.

Кадры из фильма «Обман» (1915 г.)

Ограничения, наложенные на азиатский секс-символ

По иронии судьбы расизм начала ХХ века только добавил Хаякаве привлекательности. Из-за растущих антияпонских настроений и законов, запрещающих смешанные браки, на киноэкране персонажам Сэссю не удавалось «заполучить девушку», если главная актриса в фильме была белой. Однако его романтический герой (а часто и злодей) мог флиртовать с героиней, и именно такой образ запретного любовника стал его визитной карточкой в начале карьеры. Единственный раз, когда Хаякава действительно остался с девушкой в конце – в фильме «Художник Дракона» (1919 г.), где он сыграл вместе со своей женой, японской актрисой Аоки Цуру.

Хаякава Сэссю со своей женой Аоки Цуру в фильме «Художник Дракона» (1919 г.)

В 1910-х годах Хаякава стал одним из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда. После череды блестящих ролей в мелодрамах 1910-х годов его успех позволил ему в 1918 году основать собственную киностудию Haworth Pictures и наконец сниматься в фильмах, которые не искажали японскую культуру и образ японцев. Он тщательно контролировал создание 23 фильмов, которые сняла его студия, продюсировал, снимался в главных ролях и участвовал в разработке идей, написании сценариев и режиссуре фильмов.

Хаякава Сэссю в 1926 году

Успех за пределами США

Хаякава смог выстоять перед всеми нападками расистского общества и упорно продолжал снимать и сниматься, перейдя с немого кино на фильмы со звуком, и добился известности и вне Голливуда. В 1930 году он исполнил одноактную пьесу «Самурай» для короля Великобритании Георга V и королевы Марии. Популярность настигла его и во Франции и Германии. Хаякава снял несколько фильмов в обеих странах: «Дочь самурая» (1937 г.) в совместном производстве Германии и Японии и французскую драму «Ёсивара» (1937 г.). Во время Второй мировой войны Хаякава сражался на стороне французского движения сопротивления, поэтому и играл он редко. Снова войти в строй ему помогла роль антагониста в картине Стюарта Хейслера «Токийский Джо» (1949 г.).

Кадр из фильма «Токийский Джо» (1949 г.), Хаякава Сэссю в центре

За этим последовали ещё несколько фильмов и, возможно, самая известная его роль полковника Сайто в «Мосте через реку Квай» Дэвида Лина (1957 г.). История о группе британских военнопленных, которых заставили строить мост в оккупированной японцами Бирме, обрела оглушительный успех. Картина получила семь премий Оскар, в том числе за лучший фильм, а сам Хаякава удостоился номинации на Оскар как лучший актёр второго плана, что сделало его первым азиатским исполнителем, номинированным на эту премию. После ленты Сэссю практически не снимался, иногда появляясь в ролях второго плана, как в фильме студии Дисней «Швейцарская семья Робинзонов» (1960 г.) и в качестве актёра озвучки в мультфильме «Дневной мечтатель» (1966 г.).

Хаякава Сэссю в роли полковника Сайто в фильме «Мост через реку Квай» (1957 г.)

После выхода на пенсию Хаякава посвятил себя дзен-буддизму, работал личным тренером по актёрскому мастерству и написал автобиографию «Дзен показал мне путь». 23 ноября 1973 года в Токио в возрасте 87 лет актёр скончался от осложнений, вызванных пневмонией.

Как Хаякаве удалось завоевать ранний Голливуд и почему он стал несправедливо забыт?

Хаякава Сэссю оказался в правильном месте в правильное время. Он появился на сцене тогда, когда в американском обществе к японцам относились весьма положительно: Япония была союзником США во время Первой мировой войны, поэтому американцы считали японцев своими друзьями. Вдобавок ко всему, в начале 1900-х годов японская культура была «в моде». Япония открылась Западу всего за несколько десятилетий до этого, поэтому американцы стремились узнать о «Стране восходящего солнца» больше и считали японцев «экзотическими» и «интересными». И Хаякава весьма успешно использовал своё выгодное положение «экзотического» и «интересного» иностранца в Голливуде.

Его экзотика также сыграла свою роль в его популярности среди женщин. Начало ХХ века было временем сексуального подавления женщин, а в большинстве ранних фильмов Сэссю играл сексуально доминирующего злодея. Конечно, современному зрителю сцена с клеймением женщины в «Обмане» покажется ужасной и отвратительной, но тогда фантазии на тему изнасилования, запретного плода, табу на межрассовые сексуальные отношения привлекали американских женщин, которые помогли японцу стать кинозвездой. Но почему при такой популярности актёр оказался забыт в наше время?

Так как Хаякава появлялся на экране в основном в амплуа злодея, а фильмы, в которых он снимался, зачастую демонстрировали неприятные стереотипы, многие азиатско-американские и японские организации выразили протест. В 1915 году японская газета «Рафу Симпо», выпускаемая в Лос-Анджелесе, призвала всех своих читателей бойкотировать фильм «Обман». И на протяжении всей карьеры Сэссю многие другие азиатско-американские СМИ осуждали его как «предателя» общества. Хаякава, как и многие другие актёры, играл роли, которые укрепляли расистские стереотипы, поэтому впоследствии считалось, что об этих артистах следует забыть. На самом деле Хаякава после прочтения статьи в «Рафу Симпо» извинился за свою роль в фильме «Обман», а в 1949 году он заявил: «Теперь моё единственное стремление – сыграть положительного героя». Именно по этой причине он основал свою собственную компанию, чтобы снимать фильмы, которые представили бы его и других японских актеров в более благоприятном свете. И хотя в «Мосте через реку Квай» Хаякава сыграл роль отрицательного героя, его персонаж полковник Сайто изображён с бóльшим изяществом и честью, чем многие азиатские персонажи, созданные впоследствии.

Открытка из французского журнала о кино Cinémagazine

Наследие актёра

Многие фильмы раннего творчества Хаякавы утеряны, однако большинство его поздних работ, как «Мост через реку Квай», «Швейцарская семья Робинзонов», «Токийский Джо» и другие доступны на DVD и на онлайн-киносервисах. За свой вклад в киноиндустрию Хаякава Сэссю удостоился звезды на Голливудской «Аллее славы». В 1989 году в Токио состоялся мюзикл, основанный на жизни актёра, а в настоящее время проводятся ретроспективы его творчества и снимаются документальные фильмы. Но несмотря на весь головокружительный успех, благодаря которому он смог даже основать и управлять собственной продюсерской компанией, Хаякава Сэссю остался несправедливо забытым в истории кино.

Звезда Хаякавы Сэссю на Голливудской «Аллее славы»

Источники: IMDbAsian CinevisionTokyo Weekender

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту