
В такие моменты «комментаторы» любят отмечать, что в Японии сумо – это намного больше, чем просто спорт. Сумо – это скорее современная форма религиозного обряда: демонстрация силы богам с церемониями очищения и судьями, напоминающими жрецов. Из-за такого отношения люди считают, что для борцов сумо должны быть более высокие стандарты, чем для большинства спортсменов. В то же время, несмотря на свою возвышенность и священность сумо обладает долгой и тёмной историей, в которую входят случаи взяточничества, нападений и надувательств.
История Харумафудзи, на самом деле, имеет много общего с прегрешениями другого борца ранга ёкодзуна Асасёрю Акинори, который был вынужден уйти из спорта после скандала с нападением. Асасёрю считается одним из самых успешных борцов за всю историю сумо. Но, к сожалению, не всеми своими достижениями он может гордиться. В 2007 году он стал первым ёкодзуна в истории, которого сняли с турнира из-за симуляции травмы. В 2010 году, спустя несколько лет неподобающего для человека его ранга поведения, Асасёрю ушёл из спорта, потому что его винили в том, что он сломал работнику ресторана нос, будучи пьяным.

Довольно интересно, что первоначальные отчёты показывают, что Асасёрю нападал на своего менеджера, который, видимо, пытался замять инцидент и защитить ёкодзуна. Впрочем он, как и Таканоива (жертва Харумафудзи), никогда не сообщал о нападении своего ученика в Ассоциацию сумо и отказался сотрудничать со следствием. К сожалению, это ещё не самое страшное, что люди, занимающие высокий ранг в мире сумо, пытались скрыть. Они забывали о чести и достоинстве, которые присущи борцу сумо.
Например, в 2007 году скончался начинающий борец по имени Токитайдзан, которому было лишь 17 лет. Погиб он от полученных из-за дедовщины травм, когда его тренер приказал другим ученикам бить мальчика бейсбольными битами. Однако комментируя произошедшее, Ассоциация сумо настаивала на том, что причиной его смерти стала сердечная недостаточность во время обычной тренировки. Вместо того, чтобы привлечь виновных в произошедшем к ответственности, группа пыталась замести все следы. Сказали ли им об этом боги, остаётся неясным.

Затем был случай с борцом Сококурай Эйкити, который необычайно быстро продвинулся в высший дивизион сумо, поскольку другие борцы были вынуждены уйти из-за обвинений в незаконных ставках. Хотя он усердно боролся, чтобы удержать свой титул, были и те, кто утверждал, что его продвинули незаслуженно. В 2011 году его обвинили в договорном матче, за что и исключили. Однако Сококурай не переставал заявлять о своей невиновности, и в 2013 году он выиграл дело в суде, что позволило ему вернуться в спорт. Он успешно доказал, что Японская ассоциация сумо приняла неверное решение, выгнав его, но всё ещё стоит вопрос: сделала ли ассоциация это намеренно, чтобы избавиться от неугодного им борца, или чтобы защитить свой образ и огромные доходы?
Тяжело сказать наверняка, потому что зачастую санкции со стороны ассоциации своевольны, как в случае с бывшим одзэки (второй высший ранг в сумо) Котокадзэ Коки, также известным как Огурума Ояката. Сегодня Котокадзэ – это популярная персона в мире сумо, но за последние 30 лет его авторитет и позиция в ассоциации прошли через взлёты и падения. Одним из самых тёмных пятен на его репутации были обвинения буквально во всём – от договорных матчей до злоупотребления наркотиками и связях с японской мафией. Несмотря на всё это, в 2012 году Котокадзэ был выбран в совет директоров Японской ассоциации сумо.
Таким образом, можно заключить, что хоть сумо – это спорт, ассоциирующийся в сознании японца с высокими моральными ценностями, но сегодня, сегодня это лишь бизнес, форма развлечения, предназначенная для заработка денег, в котором большое значение имеет общественное мнение и личные связи. Не то что бы в этом есть что-то плохое. Тем не менее это бизнес, за которым стоит богатая и длинная история, что по сути заставляет официальных представителей сумо работать вдвойне, чтобы защитить образ спорта любой ценой, будь то наказание невиновных или же защита виновных.
Источник: Tokyo Weekender