За последние полвека скольжение заднеприводным автомобилем по дороге переросло от атрибута незаконных тусовок в японских горах до мирового спорта. Да-да, субкультура дрифта появилась именно на извилистых горных дорогах Японии, а сам трюк был создан профессиональным гонщиком.
Чемпион гран-при Германии (1961 г.), Испании и Франции (1962 г.), мотогонщик Кунимицу Такахаси после тяжёлой аварии переквалифицировался в автогонщика — и добился невероятных высот. Во время Чемпионата Японии по гонкам Кунимицу мастерски вводил свой Ниссан Скайлайн в скольжение перед самым поворотом и затем, выпрямив колеса, на максимальной скорости выходил из него. Эта техника дала ему преимущество перед тормозящими на поворотах противниками, а зрелищность движения поразила уже существующее на тот момент сообщество стритрейсеров.
К 1970 году на улицах Японии главенствовали 暴走族 бо:со:дзоку — байкеры, которые ярко украшали свои мотоциклы и громко ездили по городу. К 1980-м годам из них выделилась группа ローリング族 ро:рингу дзоку, буквально — «катящееся племя». Помимо улиц, они также гоняли по извилистым горным дорогам 峠 то:гэ , а название группы произошло от их фирменного движения — использования колен на крутых поворотах. Эти гонки быстро стали пресекаться полицией, так как приводили к огромному количеству аварий, да и сами по себе были очень опасными.
Так, к выходу дрифта в массы, в Японии уже существовала активная гоночная субкультура 走り屋 хасирия, или просто стритрейсеры. Не только байкеры, но и автогонщики объединялись в дзоку: они часто устраивали 高速バトル ко:соку батору, высокоскоростные гонки на шоссе, или же ездили кругами как другая группировка ルーレット族 ру:рэтто дзоку.
К середине 1980-х дрифт появился и на городских улицах. ドリフト族 дорифуто дзоку стали для горожан поводом для беспокойства, в том числе из-за громкого скрипа шин об асфальт, езды не по правилам и шумного поведения гонщиков. Идеальные места для манёвров дрифтеров были особо узкими и опасными, и количество аварий возросло. Местные власти начали строить на дорогах специальные барьеры и ввели законы, запрещающие такие гонки, тем самым сделав хобби многих автолюбителей вне закона.
В эти же годы в мире автоспорта зажглась новая звезда — молодой Цутия Кэйити, который начал свою карьеру в 1977 году на гонках Fuji Freshman.
В отличие от других гонщиков, которые шли в спорт, имея поддержку в виде богатой семьи, или, как Кунимицу, были известными мотогонщиками, Цутия был новичком с единственным оружием в арсенале — своим умением. Он быстро стал легендой и кумиром уличных гонщиков, участвовал в мировых гонках Le Mans, NASCAR и японских чемпионатах, и за своё необычное применение дрифта в скоростных соревнованиях получил прозвище ドリキン дорикин (сокращение от дорифуто кингу) — Король Дрифта.
Его любимая машина, Toyota AE86, стала одной из самых популярных спортивных машин в мире, а в Японии она также известна просто как 八六 хати-року, 8-6.
Все уличные гонщики стали восхвалять Цутию после этого 23-минутного документального фильма от Pluspy (1987 г.)
Из-за признания такого «уличного» человека, как Цутия, мировым сообществом, дрифт начал выходить из подполья. Как любительский спорт он оформился в 1990-х, когда после усиления государством мер по пресечению гонок на улицах те, кто всё ещё желал заниматься дрифтом, начали переходить на уже существующие гоночные треки. Многим начало нравиться гонять в ограниченном пространстве, но это было недешёвое удовольствие. Поначалу для аренды трека надо было платить за его содержание, так как на нём также проводились профессиональные соревнования. Однако с ростом популярности дрифта количество доступных гоночных треков возросло.
В 1999 году Цутия вместе с основателем Токийского автосалона Инадой Дайдзиро организовали первые профессиональные соревнования по дрифту D1 Grand Prix.
В 2000 году соревнования стали серией из пяти туров и получили распространение в Британии, США, Новой Зеландии и Малайзии.
Дрифт не обошёл стороной и мир кино. В 2006 году студия Geneon Universal Entertainment выпустила первую часть серии Drift (ドリフト), и сюжет всех семи фильмов крутится вокруг гонок на дорогах.
Дрифт дал нам также и знаменитую аниме-франшизу.
В 1995 году вышла манга Initial D (頭文字D Инисяру Ди:) жанра спокон, которая была основана на жизни Цутии.
Главный герой — Фудзивара Такуми, 18-летний парень, который ездит на отцовском Toyota Sprinter Trueno (AE86) и благодаря своему навыку в гонках становится победителем местных соревнований. Сюжет, конечно же, основывался на жизни самого Цутии, сам же он даже озвучивал одного гонщика в одной из экранизаций манги.
Всего Initial D экранизировали около 15 раз, также было выпущено большое количество видеоигр, как аркадных, так и на PlayStation 2, Game Boy, PC, PS3, а самая последняя игра вышла в январе этого года на устройствах Android.
Что ещё можно почитать про гонки и дрифт, кроме Initial D?
湾岸ミッドナイト (Ванган Миддонайто) Ванганская полночь
Доступна на английском и русском языках, 42 тома.
В Токио ходит слух об ужасной Nissan Fairlady 240Z, убивающей своих владельцев. Старшеклассник Акио пытается обуздать автомобиль-монстр.
シャコタン★ブギ Сякотан Буги
32 тома, доступна на русском языке. Приключения двух братьев-лоурайдеров.
オーバーレブ! (О:ба:рэбу) На предельных оборотах!
31 том, доступна на русском языке. Девушка Риоко, вдохновившись уличной гонщицей, впервые садится за руль и влюбляется в гонки.
カペタ Капэта. Скоростная формула
32 тома, доступна на русском языке.
Главный герой — 10-летний мальчик, который проявляет необыкновенные способности в картинге.
Источник: DriveTribe