Оригинальная игра Street Fighter была выпущена в 1987 году компанией Capcom на аркадных автоматах. Для компании это была первая игра в жанре файтинг. Играя за мастера боевых искусств по имени Рю (или Кен, если играть в режиме один на один), игрок путешествует по пяти разным странам, сражаясь с десятью разными противниками. И хотя это был не первый файтинг в истории видеоигр (звание первого файтинга принадлежит аркадной игре 1979 года Warrior), игра смогла стать революционной и предопределить пути развития жанра. Это был первый файтинг, в который был заложен секретный список ходов для специальных приёмов и способностей: знаменитые Хадукэн, Сёрюкэн и Тацумаки-сэмпукяку. В то время команды для этих специальных приёмов не помещались на карточку с инструкциями к игре, а это означало то, что игроку приходилось экспериментировать, чтобы найти их. Кроме того, механика Street Fighter представляла из себя схему из шести кнопок с лёгкими, средними и тяжёлыми ударами ногами и руками, которая стала стандартной для большинства файтингов.
Несмотря на то, что игра не была столь успешна, настоящую популярность смогла завоевать вторая часть серии. Street Fighter II буквально продвинула Capcom от ведущего японского разработчика до мирового лидера в области компьютерных игр. Но что же помогло игре определить жанр файтинга в том виде, в каком мы его знаем?
Первое усовершенствование, которое разработчики внесли в сиквел игры, – возможность играть один на один, выбрав одного персонажа из нескольких других. Впервые в истории файтингов игрокам было предоставлено на выбор несколько различных персонажей, которые обладали собственной историей, стилем боя и набором ударов: Рю и Кен из оригинального Street Fighter, китайский секретный агент Чун Ли, сумоист Э. Хонда, монстр с зелёной кожей Бланка, сержант ВВС США Гайл, русский борец Зангиев и индийский йог Далсим.
Сами персонажи также являются инновационными для того времени: Зангиев стал первым персонажем в истории файтингов, чей боевой стиль базировался на захватах и бросках, а Чун Ли стала первым игровым персонажем женского пола в истории жанра. До неё большинство женщин в играх изображались как принцессы, которых нужно спасти, или даже просто в качестве украшения на заднем фоне.
Ещё одно усовершенствование (возможно, одно из самых важных дополнений жанра файтингов), которое было представлено в Street Fighter II, – система комбо. Однако на самом деле комбо были изобретены в результате… технической ошибки. Во время проверки игры ведущий продюсер заметил, что определённые цепочки приёмов можно проводить без паузы между ними. Подумав, что игроку будет слишком сложно осуществить их в игре, он решил оставить «ошибку». Однако он не учёл, что лучшие игроки найдут и начнут использовать этот баг в реальных матчах, опустошая шкалу здоровья противников за считанные секунды. Так «ошибка» стала важной частью всех будущих файтингов.
Графика Street Fighter II также стала в какой-то степени инновационной: в отличие от прошлых игр жанра и даже первой части Street Fighter, бои в сиквеле были плавными, а реакция на нажатие кнопок – точной. И это при том, что в картинку игры было добавлено множество деталей анимации: Гайл мог имитировать Э. Хонду с другой стороны боевой локации с помощью удара ногой в заднем сальто, в то время как группа поддержки одобрительно ревела, наблюдая за происходящим. Большие детализированные спрайты (2D-модели персонажа) оставляли впечатление реальности каждого удара, был добавлен эффект небольших брызгов крови. Игра сопровождалась одним из самых запоминающихся саундтреков в играх.
Будучи продолжением не столь популярной в наше время аркадной игры 1987 года, Street Fighter II был признан многими игрой, «спасшей» Nintendo в Европе и США. В то время Nintendo после многообещающего старта с серией игр про водопроводчика Марио стала проигрывать битву 16-битных консолей своему заклятому сопернику Sega. С такими играми, как Sonic the Hedgehog, Revenge of Shinobi и Streets of Rage, Sega задала темп в области видеоигр. В этой битве Nintendo нуждалась в настоящем хите, и сделать его нужно было быстро. Street Fighter II была портирована на Super Nintendo Entertainment System, где в течении долгих лет была её бестселлером, и это помогло SNES стать самой продаваемой 16-битной консолью в мире.
Путь игры от небольших аркадных автоматов дошёл и до киберспорта, став, по сути, его прародителем, ведь жанр файтинга нацелен не на сотрудничество игроков, а на соперничество между ними. Теперь самый известный файтинг в мире – ведущая дисциплина киберспорта, за которой следят фанаты со всего мира.
Источники: Capcom, AllGamers, GameInformer, ESportsObserver, RedBull, GaijinPot.